Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Авходиевой Ф.Г., Охременко О.В.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Пилипенко ИС., действующего в интересах СМВ., к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным и понуждении назначить пенсию,
по апелляционной жалобе начальника УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе Красноярского края Тухватулина Д.В.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе от 29 ноября 2016 года N 752 об отказе в назначении пенсии СМВ. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г Минусинске и Минусинском районе назначить СМВ., "дата" года рождения, уроженке г.Красноярска, социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01 декабря 2016 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пилипенко И.С., являясь опекуном несовершеннолетней СМВ. и действуя в ее интересах, обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе о признании решения УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца незаконным и возложении обязанности назначить пенсию опекаемой.
Требования мотивировал тем, что обратился в интересах несовершеннолетней опекаемой к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, однако оспариваемым решением ответчика было отказано. Основанием для отказа ответчик указал то, что отсутствует подтверждение факта нахождения на иждивении для определения права на пенсию в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении".
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе Красноярского края Тухватулин Д.В просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие оснований для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца.
В письменных возражениях истец Пилипенко И.С. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе Свистуновой О.Ю., поддержавшей доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Пилипенко И.С. о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе об отказе в назначении пенсии несовершеннолетней СМВ. и возлагая на ответчика обязанность назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01.12.2016г., суд исходил из того, что из прямого толкования закона следует, что право на получение пенсии по потери кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, и при этом не имеет значения каким образом ребенок потерял родителей, оставшись без их попечения. В связи с чем суд пришел к выводу о том, что свидетельство о рождении СМВ., в котором отсутствует указание на родителей, является документом, подтверждающим, что ребенок потерял обоих родителей, а поскольку непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка либо каких-то других документов не может являться основанием к отказу в назначении пенсии, СМВ. должна быть назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца, а действиями ответчика по отказу в ее назначении существенно нарушаются права несовершеннолетней на ее получение, гарантированные Конституцией РФ.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно п.п.3 п.1 ст.11 ФЗ от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст.13 приведенного ФЗ, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
На основании ст.10 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии с п.2 ст.24 ФЗ от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктами 36, 45 Перечня предусмотрено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, в том числе для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, необходимы документы:
а) о смерти кормильца;
б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы: о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (ст.13 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ч.1 ст.10 ФЗ "О страховых пенсиях") (п.п. "м" п. 37 Перечня).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, как и для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с нормами ФЗ "О страховых пенсиях", является смерть кормильца либо признание его судом безвестно отсутствующим, объявление умершим.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя СОВ. "дата" года рождения, осталась без попечения родителей. В свидетельстве о рождении ребенка в графах "отец", "мать" стоят прочерки. При этом, сведения о матери были исключены из актовой записи о рождении решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 20.04.2006г. Решением суда установлено, что согласно акту ГКБ N N г.Красноярска 22 февраля 2003г. СОВ. родила ребенка и покинула медицинское учреждение, не оформив согласия на усыновление. А поскольку сведения о матери были внесены в медицинские документы и медицинское свидетельство о рождении ребенка только с ее слов и при отсутствии у нее паспорта, а также других документов, удостоверяющих личность, данные сведения были исключены из актовой записи СМВ.
Постановлением администрации г.Минусинска N N от 22.07.2016г. Пилипенко И.С. назначен опекуном несовершеннолетней СМВ.
21.11.2016г. Пилипенко И.С. обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Минусинске с заявлением о назначении СМВ. социальной пенсии по случаю потери кормильца, представив свидетельство о рождении ребенка и решение суда от 20.04.2006г.
29.11.2016г. ответчиком отказано в назначении несовершеннолетней СМВ. социальной пенсии по случаю потери кормильца со ссылкой на то, что юридический факт смерти одного или обоих родителей ребенка отсутствует, так как сведения о родителях ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды, в запись акта о рождении ребенка не внесены в соответствии с ФЗ от 15.1.1997г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом вышеприведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с нормами ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" у несовершеннолетней СМВ. не возникло в связи с отсутствием документов, подтверждающих как факт смерти кормильца (кормильцев), так и сам факт родственных отношений с кормильцем, что является необходимым условием назначения пенсии по случаю потери кормильца, а потому ответчик правомерно отказал в назначении несовершеннолетней СМВ. социальной пенсии по случаю потери кормильца.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что само по себе наличие прочерков в свидетельстве о рождении СМВ. в графах "отец", "мать", что дает возможность отнести ее к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не является достаточным основанием для признания за ней права на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Учитывая, что в свидетельстве о рождении Строиловой М.В. отсутствуют сведения о родителях, соответственно, отсутствует и факт их смерти, то есть несовершеннолетняя СМВ. никогда не являлась членом семьи умершего кормильца, со дня своего рождения не состояла на иждивении умершего кормильца, в связи с чем оснований для установления несовершеннолетней СМВ. социальной пенсии по случаю потери кормильца не имеется.
Назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца регулируется нормами пенсионного законодательства, в то время как предоставление мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание таких детей, производится в порядке, установленном иными нормами законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данные аспекты судом первой инстанции не были учтены, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения об удовлетворении заявленных требований.
При таком положении, решение суда о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе об отказе в назначении пенсии несовершеннолетней СМВ. и возложении на ответчика обязанности назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01.12.2016г., как постановленное с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене по основаниям п.п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы истца в обоснование своих требований о том, что в свидетельстве о рождении несовершеннолетней в графах "мать" и "отец" стоят прочерки, поскольку мать ребенка, не предъявившая документов при поступлении в родильное отделение, оставила ребенка в медицинском учреждении, таким образом, установить личность матери не представляется возможным, что свидетельствует о том, что несовершеннолетняя СМВ. потеряла единственного родителя, а потому ей должна быть назначена пенсия по потери кормильца, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства, из анализа которых следует, что правовое регулирование назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца направлено на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся этого источника в связи со смертью родителей, которые в силу закона обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом для назначения лицу социальной пенсии по случаю потери кормильца необходимо наличие следующих условий: лицо является нетрудоспособным; является членом семьи умершего кормильца; состояло на иждивении умершего кормильца.
При этом, судебная коллегия отмечает, что СМВ. в силу своего статуса имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы истца о том, что ребенок, оставшийся без родительского попечения по любой причине, имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, не основаны на нормах пенсионного законодательства, подлежащих применению в настоящем деле.
Ссылки истца на судебные акты по другим делам, основанные на ином толковании правовых норм, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленных им требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Пилипенко ИС., действующего в интересах несовершеннолетней СМВ., к УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе о признании решения УПФ РФ (ГУ) в г.Минусинске и Минусинском районе об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца незаконным и возложении обязанности назначить пенсию опекаемой, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.