Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "САНВУТ" - Насоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "САНВУТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "САНВУТ" (далее - ООО "САНВУТ", общество) обратилось в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав заявленные требования тем, что общество является собственником земельных участков: с кадастровым номером 66:41:0513037:610, площадью 2208 кв. м; с кадастровым номером 66:41:0513037:611, площадью 2500 кв. м, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, п. Полеводство. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:610 утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 3433 351 рубля 68 копеек, земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:611 утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 3887 400 рублей. Кадастровая стоимость земельных участков в значительной степени превышает их рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемого обществом земельного налога и нарушает его права. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено. Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:610 равной его рыночной стоимости в размере 1455 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:611 равной его рыночной стоимости в размере 1648 000 рублей по состоянию на 15 ноября 2012 года.
В судебном заседании представитель административного истца
Насонова Н.В. доводы административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить заявленные требования и установить рыночную стоимость земельных участков в соответствии с представленным в материалы дела отчетом от 26 декабря 2016 года N 527-2016 об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс". Обращает внимание на то, что по представленному отчету получено положительное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент" от 11 января 2017 года N 3/С-17.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования г. Екатеринбург" для земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:610 в размере 3433 351 рубля 68 копеек, с кадастровым номером 66:41:0513037:611 - в размере 3887 400 рублей (л.д. 10, 11).
Являясь собственником земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 12, 13), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенных правовых норм, административный истец вправе оспорить в суде кадастровую стоимость земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет от 26 декабря 2016 года N 527-2016, (л.д. 25-158), выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс", и положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент" от 11 января 2017 года N 3/С-17 (л.д. 159-173).
По результатам рассмотрения административного дела и изучения представленного отчета, положительного экспертного заключения, допроса оценщика - сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" Панфиловой Е.С. суд приходит к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, соответствуют заданию на оценку, а также составлены с соблюдением необходимых общих обязательных требований к отчету об оценке и его содержанию. Приведенные в отчете от 26 декабря 2016 года N 527-2016 выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, а выводы оценщика о рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Из показаний свидетеля Панфиловой Е.С. следует, что наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке от 26 декабря 2016 года N 527-2016, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретных земельных участков с использованием метода сравнения продаж. В рамках выбранного сравнительного подхода им проведен анализ рыночных цен продаж аналогичных объектам оценки земельных участков.
Проверяя в судебном заседании правильность расчета итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, суд не нашел математических ошибок, а допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля - оценщик Панфилова Е.С. дала дополнительные пояснения по существу и подтвердила свои выводы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный в материалах дела отчет соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, материалы дела их не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы оценщика, относительно определения рыночной стоимости земельных участков, суд соглашается с тем, что стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:610, площадью 2208 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Полеводство, по состоянию на 15 ноября 2012 года равна 1455 000 рублей; стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:611, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Полеводство, по состоянию на 15 ноября 2012 года равна 1648000 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве ее кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, являющейся предметом оспаривания, с кадастровыми номерами: 66:41:0513037:610, 66:41:0513037:611 - 09 апреля 2013 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:610, 66:41:0513037:611 является дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, а именно: 25 ноября 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:610, 66:41:0513037:611, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Поскольку, обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков в связи с чем все судебные расходы по делу подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "САНВУТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:610, площадью 2208 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Полеводство, равной его рыночной стоимости в размере 1455000 (Один миллион четыреста пятьдесят пять тысяч) рублей по состоянию на 15 января 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:611, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Полеводство, равной его рыночной стоимости в размере 1648000 (Один миллион шестьсот сорок восемь тысяч) рублей по состоянию на 15 января 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:610, 66:41:0513037:611 считать 25 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.