Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Колосовой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-45/2017
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Речелга"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Соболева С.И., действующего на основании доверенности от 14 июля 2016 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
- представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Речелга" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, равной его рыночной стоимости в размере 75882000 руб. по состоянию на 15 апреля 2016 года.
В обоснование административного искового заявления административный истец сослался на отчет об оценке от 05 сентября 2016 года N 1470-16-З, составленный ООО "Бюро независимой экспертизы и оценки", подтвержденный положительным экспертным заключением от 16 ноября 2016 года N 3520/С-16 НП СРО "СВОД".
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 в размере 750958913,77 руб. его рыночной стоимости в размере 75882000 руб. нарушает права административного истца, являющегося арендатором земельного участка, поскольку расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. Ссылаясь на решение комиссии, сомневается в достоверности отчёта, представленного административным истцом.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направил отзыв, в котором вопрос об удовлетворении заявленных административных требований оставлен на усмотрение суда; возражений относительно установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не заявлено.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости и её размер.
Сообщил о том, что в связи с изменением площади земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 в ЕГРН 15 апреля 2016 года внесены указанные сведения; кадастровая стоимость объекта недвижимости определена актом от 15 апреля 2016 года и составила 750958913,77 руб.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Соболев С.И. который требование о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка поддержал, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 в размере его рыночной стоимости определенной в заключении эксперта от 20 марта 2017года.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 25 апреля 2017года.
Исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 20 марта 2017 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из обстоятельств дела, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, площадью 156314909 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства расположенного по адресу: Свердловская область, Пышминский район, ГУП ОПХ "Пышминское".
Согласно статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 361-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
По материалам дела судом установлено, что 13 марта 2015 года в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области поступило заявление с межевым планом о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 с образованием двух земельных участков.
15 апреля 2016 года произведен кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении площади земельного участка, которая в связи с её уменьшением составила 156187587 кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 15 апреля 2016 года и составила 750958913,77 руб.
Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена на основании статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка следует считать дату внесения сведений об измененной площади спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть, 15 апреля 2016 года.
Так как административный истец является арендатором земельного участка, размер кадастровой стоимости влияет на величину арендной платы, следовательно, результат определения кадастровой стоимости напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты в суде.
Для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
В подтверждение факта обращения в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, административный истец представил решение Комиссии от 26 октября 2016 года об отклонении его заявления от 03 октября 2016 года.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 15 апреля 2016 года.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца.
Тогда как на административных ответчиков возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, административный истец представил суду отчет об оценке от 05 сентября 2016 года N 1470-16-З, составленный ООО "Бюро независимой экспертизы и оценки", подтвержденный положительным экспертным заключением от 16 ноября 2016 года N 3520/С-16 НП СРО "СВОД".
Согласно данным отчета об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 определена оценщиком по состоянию на 15 апреля 2016 года в размере 75882000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности по ходатайству административного истца определением суда от 21 декабря 2016 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 15 апреля 2016 года, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" Т
Из заключения эксперта от 20 марта 2017 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 по состоянию на 15 апреля 2016 года составила 73 408000 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что эксперт Т ясно и недвусмысленно ответила на поставленный перед ней вопрос.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Суд также находит, что заключение эксперта полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области в спорном сегменте на дату оценки - 15 апреля 2016 года и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, а также о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках.
Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве заключения и о дате его подготовки, к заключению приложены копии необходимых материалов и распечатки.
В заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 15 апреля 2016 года составляет 73 408000 руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 и об установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, общая площадь - 156187 587 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Пышминский, ГУП ОПХ "Пышминское" в размере рыночной стоимости 73 408 000 руб. по состоянию на 15апреля2016года на основании заключения эксперта от 20 марта 2017 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания - 15 апреля 2016 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 03 октября2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 15 апреля 2016 года.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Речелга" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, общая площадь - 156187 587 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Пышминский, ГУП ОПХ "Пышминское" в размере его рыночной стоимости 73 408 000 (семьдесят три миллиона четыреста восемь тысяч) руб. по состоянию на 15апреля2016года, на период с 15 апреля 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 03 октября2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 апреля 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.