Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Кашиева М.Б.,
судей
Шихановой О.Г.
и Шовгуровой Т.А.
при секретаре
П.С.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эдлеева Б.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда России в Кетченеровском районе Республики Калмыкия о включении периодов работы в льготный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по апелляционной жалобе истца Эдлеева Б.Г. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения истца Эдлеева Б.Г. и его представителя Б.П.Г., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК Л.У.А., судебная коллегия
установила:
Эдлеев Б.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетченеровском районе Республики Калмыкия (далее - ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК, пенсионный орган) о включении периодов работы в льготный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих требований указал на то, что "дата" он обратился в ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие такого стажа. С данным отказом не согласен, поскольку считает, что он фактически работал в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше) на высоте свыше 5 м, которая предусматривает особый характер работы, необходимый для назначения льготной пенсии в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели. Просил обязать включить в специальный стаж периоды его работы с "дата" по "дата" в качестве электромонтера "информация скрыта"; с "дата" по "дата" - электромонтером по обслуживанию ПС 35/10 кВ З"***"; с "дата" по "дата" - электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда К"***" РЭС; с "дата" по настоящее время - электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда "информация скрыта", и назначить досрочную трудовую пенсию с "дата".
В судебном заседании истец Эдлеев Б.Г. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК Л.У.А. иск не признала.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2017 г. в удовлетворении исковых требований Эдлеева Б.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истца Эдлеева Б.Г. ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В жалобе указывается на незаконность вывода суда о том, что ОВБ ПС "информация скрыта", К"***" РЭС и З"***" участок электрических сетей К"***" РЭС, в которых он работал электромонтером, не относятся к организациям, работа в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Указанные предприятия обслуживали высоковольтные линии с напряжением 110 кВ, в дальнейшем происходило распределение напряжения по участкам, в том числе и на его участок поступало свыше 35 кВ. Его работа была связана с ремонтом линий электропередачи до 100000 кВ, где он в составе бригады выполнял работы по замене высоковольтных линий электропередачи, фактически проводил работы по монтажу линий электропередачи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Эдлеев Б.Г., "дата рождения", "дата" обратился в ГУ-УПФР в К"***" районе РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.
Решением комиссии ГУ - УПФР в Кетченеровском районе РК N 1 от "дата" ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как подтверждено записями в трудовой книжке, Эдлеев Б.Г. в период с "дата" по "дата" работал электромонтером в ОВБ ПС "информация скрыта"; с "дата" по "дата" - электромонтером по обслуживанию "информация скрыта"; с "дата" по "дата" - электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда К"***" РЭС; с "дата" по настоящее время - электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда "информация скрыта".
В архивной справке N N от "дата", выданной филиалом ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго", указано, что документы, подтверждающие особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии Эдлееву Б.Г., в архиве филиала отсутствуют. Согласно карте аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда по данному рабочему месту за "дата", "дата" работа в аналогичной должности не требует назначения досрочной пенсии. Оплата дополнительного тарифа страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в соответствии со ст. 33.2 ФЗ N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по данной должности филиалом ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" не производится.
Согласно карте N N специальной оценки условий труда электромонтер по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда электрических сетей К"***" района право на досрочное назначение трудовой пенсии не имеет, необходимость в установлении таких оснований отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, профессия электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше) на высоте свыше 5 метров предполагает осуществление профессиональной деятельности в отрасли по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов, в то время как предприятия, в которых работал истец в оспариваемые периоды в должности электромонтера по эксплуатации электрических сетей, не относятся к организациям, работа в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, с учетом чего пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами, полагает необходимым принять во внимание и то, что право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда законом предусмотрено для лиц, работавших в качестве электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятых на работах на высоте свыше 5 метров. Поскольку истец не представил доказательств, подтверждающих постоянную в течение полного рабочего дня занятость в качестве электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятого на работах на высоте свыше 5 метров, а согласно данным трудовой книжки в указанные периоды он работал электромонтером, электромонтером по обслуживанию ПС, электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 4 разряда, а не электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятых на работах на высоте свыше 5 метров, оснований для признания отказа пенсионного органа во включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж и назначении истцу досрочно страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда не имеется.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 ст. 30 этого же Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшими положениями ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г. (далее - Список N 2 от 1956 г.).
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно Списку N 2 от 1991 г. раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" в подразделе "Рабочие" указаны электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров (2290000а-19855).
Списком N 2 от 1956 г. профессия с аналогичным наименованием не предусматривалась.
Должности "электромонтер по обслуживанию ПС", "электромонтер по эксплуатации распределительных сетей" данными Списками не предусмотрены.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 68, утвержденном Госкомтрудом СССР, тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденном Приказом Минтруда РФ от 12.03.1999 N 5, в разделе "Эксплуатация оборудования электростанций, сетей и энергосбытов" указана должность "электромонтер по эксплуатации распределительных сетей", в разделе "Ремонт оборудования электростанций и сетей" указана должность "электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи".
Таким образом, являются правильными выводы суда о том, что работа истца электромонтером в ОВБ ПС "информация скрыта", К"***" РЭС и З"***" участке электрических сетей К"***" РЭС, основной деятельностью которых согласно Уставу ПАО "МРСК Юга" является обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части доставки и передачи электроэнергии),
не относится к виду деятельности, обозначенному в разделе XVII Списка N 2 "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов".
При таких данных нельзя согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы об отмене решения суда, поскольку истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не исполнена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылался как на основание исковых требований.
Ссылка в жалобе на фактическое выполнение в спорный период работы, связанной с ремонтом линий электропередач, надлежащими доказательствами не подтверждена.
Имея в виду, что характер работы при рассмотрении судом спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии не может устанавливаться свидетельскими показаниями, а других допустимых доказательств в подтверждение тяжелых условий выполняемой работы в спорные периоды истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявленного им иска о включении в специальный стаж оспариваемых периодов и возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Несогласие с оценкой судом доказательств в силу положений ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения суда не является.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи: О.Г. Шиханова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.