Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Долбнина А.И. и Москалевой Е.В.
при секретаре Кацаповой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Липецкого городского Совета депутатов на решение Советского районного суда города Липецка от 01 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Липецкого городского Совета депутатов к департаменту ЖКХ администрации города Липецка о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления на согласование кандидатуры представителя в органы управления АО "ЛГЭК".
Заслушав доклад судьи Фоминой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Липецкий городской Совет депутатов обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных исковых требований указал , что в собственности муниципального образования город Липецк находится 87% акций АО "ЛГЭК" и в соответствии с Уставом города Липецка истец своим решением согласовывает кандидатуры представителя в органы управления хозяйственных обществ, в которых более 50% акций принадлежит муниципальному образованию город Липецк. Однако, департамент ЖКХ администрации города Липецка, являющийся отраслевым департаментом, уполномоченным на управление долями, акциями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, уклоняется от возложенной на него Уставом обязанности по предоставлению на согласование в Липецкий городской Совет депутатов кандидатуры представителя в органы управления АО "ЛГЭК". Это бездействие департамента ЖКХ администрации города Липецка истец просил признать незаконным.
В судебном заседании представитель истца Липецкого городского Совета депутатов по доверенности Фаустов С.Н. требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика департамента ЖКХ администрации города Липецка по доверенности
Никитина Т.В. в судебном заседании иск не признала, объяснив суду, что в полномочия департамента не входит обязанность по предоставлению на согласование в Липецкий городской Совет депутатов кандидатуры представителя в органы управления хозяйственных обществ, в которых более 50% акций принадлежит муниципальному образованию город Липецк, такая процедура нормативно не закреплена. Права и законные интересы истца непредоставлением на согласование кандидатуры представителя в органы управления АО "ЛГЭК" не нарушены, поскольку правовых последствий такого бездействия законом не предусмотрено.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Липецкий городской Совет депутатов просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылался на ошибочное толкование норм федерального законодательства и муниципальных правовых актов.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Липецкого городского Совета депутатов по доверенности Фаустова С.Н., поддержавшего положения апелляционной жалобы, и представителя ответчика Департамента жилищно- коммунального хозяйства г. Липецка по доверенности Никитину Т.В., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" по решению органа местного самоуправления муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, акционерами АО "ЛГЭК" являются МУП "Липецктеплосеть" (30,199% голосующих акций), МУП "Горэлектросеть" (18,38% голосующих акций), МУП "Липецкводоканал" (38,5002% голосующих акций).
Доля акций, принадлежащих муниципальному образованию город Липецк, в уставном капитале АО "ЛГЭК" составляет 87,0792%.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание акционеров АО "ЛГЭК", решением которого были досрочно прекращены полномочия генерального директора ФИО8 и генеральным директором АО "ЛГЭК" избран ФИО9 (протокол N). При наличии кворума в 87,0812% данное решение было принято единогласно.
Разрешая спор, судом было правильно учтено, что в соответствии с п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с п. 11.2.12 ст. 11 Устава АО "ЛГЭК" избрание генерального директора общества и досрочное прекращение его полномочий отнесено к компетенции общего собрания акционеров.
Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о прекращении полномочий генерального директора и об избрании нового генерального директора (п. 15.8 ст. 15 Устава).
Отсюда следует признать правильным вывод суда о том, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено согласование кандидатуры генерального директора с представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с Положением "О департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка", утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 02 августа 2016 года N 195, Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печать со своим наименованием и с изображением герба города Липецка, другие печати, штампы и бланки, необходимые для его деятельности. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Липецкой области, Уставом города Липецка, муниципальными правовыми актами города Липецка, настоящим Положением. К функция департамента относится, в частности, осуществление от имени администрации города Липецка полномочий учредителя муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий (далее - соответствующие предприятия и учреждения), а также полномочий собственника закрепленного за ними муниципального имущества, осуществление учета и управление долями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, приобретенными в результате передачи имущества (вклада) соответствующими предприятиями и учреждениями в уставные капиталы юридических лиц (п.п. 56, 72 ст. 3).
Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Липецка", утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 20 сентября 2005 года N 120, предусмотрено, что управление долями, акциями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, приобретенными в результате передачи имущества муниципальными предприятиями в уставные капиталы юридических лиц, осуществляется отраслевыми департаментами посредством участия их представителен в органах управления и ревизионных комиссиях указанных обществ. Полномочия и действия представителей отраслевого департамента определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", иными законами и нормативными актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Липецка, настоящим Положением. При управлении акциями, долями хозяйственных обществ, находящимися в собственности муниципального образования город Липецк, в том числе приобретенными в результате передачи имущества муниципальными предприятиями в уставные капиталы юридических лиц, используются следующие способы: - передача находящихся в муниципальной собственности акций, долей хозяйственных обществ в доверительное управление посредством заключения договора доверительного управления; - передача находящихся в муниципальной собственности акций, долей хозяйственных обществ в залог; - наделение полномочиями представителей в хозяйственных обществах; - принятие решений о приватизации находящихся в муниципальной собственности акций, долей (п.п.1-3 главы 9).
Под управлением и распоряжением муниципальным имуществом понимается осуществление от имени города Липецка и в интересах его населения уполномоченными органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной действующими правовыми актами, прав владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (п. 2 главы 1).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильным сделанный судом вывод о том, что на департамент ЖКХ администрации города Липецка не возложена обязанность по предоставлению на согласование в городской Совет кандидатуры представителей в органы управления (в том числе исполнительные) хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых принадлежат муниципальному образованию город Липецк.
Действительно, в соответствии с Уставом городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации (принят решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 года N 990), городской Совет своим решением согласовывает кандидатуры представителей в органы управления (в том числе исполнительные) и ревизионные комиссии хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых принадлежат муниципальному образованию город Липецк, в том числе когда акции хозяйственных обществ принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям города Липецка (п. 39 ч. 2 ст. 36).
Вместе с тем, несмотря на то, что Уставом города Липецка предусмотрено такое право городского Совета, процедура предоставления на согласование кандидатуры представителей в органы управления хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых принадлежат муниципальному образованию город Липецк, нормативным актом не регламентирована, лицо, ответственное за выполнение данной обязанности, не указано. Не предусмотрено и правовых последствий за непредоставления на согласование в городской Совет такой кандидатуры. Выводы суда в этой части также являются обоснованными.
Следовательно, оснований для возложения на департамент ЖКХ администрации города Липецка ответственности за данное бездействие не имеется.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ответчик действовал в соответствии с законом и в рамках предоставленных ему полномочий, права и законных интересы истца не нарушены, правовых оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка истца на положения п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является ошибочной. Вопреки доводам жалобы функция согласования кандидатуры представителей в органы управления хозяйственных обществ не отнесена законом к функциям управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Доводы жалобы о том, что департамент ЖКХ администрации города Липецка обязан был, как отраслевой департамент, для целей управлениями акциями, принадлежащими муниципальному образованию город Липецк, разработать проект муниципального правового акта о согласовании кандидатур представителей в органы управления этих хозяйственных обществ, не могут повлечь отмену состоявшегося судебного акта, правового значения не имеют, на правильность принятого решения не влияют.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным истцом в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Решение постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Липецка от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Липецкого городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Докладчик:
Секретарь:
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.