Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 мая 2017 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия Калинкина О.А. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Журавлев С.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 12" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее по тексту ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия) об изменении формулировки причины увольнения, взыскании удержанных сумм и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что со 02 июня по 20 декабря 2016 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе на должности "данные изъяты" ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия на основании контракта, заключенного сроком на 5 лет. 30 ноября 2016 г. им был подан рапорт об увольнении по собственному желанию. Приказом врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия "N" от 20 декабря 2016 г. он уволен из органов уголовно-исполнительной системы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны, с него удержаны денежные средства в размере "данные изъяты". за выданное обмундирование. Данное основание для его увольнения является незаконным.
Просил суд обязать ответчика изменить формулировку основания увольнения с пункта "д" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на пункт "а" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (увольнение по собственному желанию), взыскать с ответчика в его пользу сумму удержанных средств в размере "данные изъяты". и в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2017 г. исковые требования Журавлева С.А. удовлетворены частично.
Изменена формулировка основания увольнения Журавлева С.А. из ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия с пункта "д" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника) на пункт "а" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию).
Взыскано с ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия в пользу Журавлева С.А. "данные изъяты". в счет возмещения средств, удержанных за выданное форменное обмундирование, в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия Калинкин О.А. считал решение незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене. Полагал, что истцом нарушен пункт 3 и пункт 5.1 Контракта о службе в УИС, поскольку указанные в контракте 5 лет он не прослужил. Данное нарушение повлекло его увольнение по пункту "д" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника) и, соответственно, возмещение расходов УИС на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества. Указал, что увольнение сотрудников УИС по собственному желанию может осуществляться только в случае, если они назначены на должность без заключения контракта. Заключая добровольно контракт о службе в органах УИС, истец согласился с его условиями, в том числе и по срокам службы, поэтому порядок увольнения истца ответчиком не нарушен. Вывод суда о том, что увольнение со службы является мерой дисциплинарного взыскания, является неверным, так как Журавлев С.А. уволен не за нарушение служебной дисциплины, а за нарушение условий контракта. Ссылка суда на положение части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации является безосновательной. Просил отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым Журавлеву С.А. в его иске отказать.
В судебное заседание истец Журавлев С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия Корниловой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 02 июня 2016 г. между Федеральной службой исполнения наказаний в лице федерального казенного учреждения "Исправительная колония N12" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия и Журавлевым С.А. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в соответствии с которым Журавлев С.А. взял на себя обязательство проходить службу в должности "данные изъяты" в течение пяти лет (пункт 3 контракта).
30 ноября 2016 г. истец обратился с рапортом к врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы по пункту "а" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию) с 20 декабря 2016 г.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия "N" от 05 декабря 2016 г. назначена служебная проверка по факту нарушений условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Журавлевым С.А.
Из заключения о результатах служебной проверки от 20 декабря 2016 г. следует, что комиссия пришла к выводу об установлении факта нарушения Журавлевым С.А. пункта 3, пункта 5.1 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия "N" от 20 декабря 2016 г. Журавлев С. А. уволен из органов уголовно-исполнительной системы в связи с невыполнением условий контракта с его стороны по пункту "д" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно квитанции "N" от 21 декабря 2016 г. Журавлевым С.А. в пользу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия произведен возврат за вещевое довольствие в размере "данные изъяты".
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения формулировки причины увольнения, взыскания удержанных сумм и компенсации морального вреда, ввиду того, что нарушения условий заключенного истцом с ответчиком контракта о прохождении службы не имеется.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, полагая его соответствующим правовому регулированию, подлежащему применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", (как и в действующей редакции от 28.12.2016) действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Основания для увольнения сотрудников предусмотрены частью первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Положения).
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 58 Положения сотрудники милиции могут быть уволены со службы по собственному желанию. При этом возможность увольнения со службы по указанному основанию установлена вне зависимости от того, был ли заключен соответствующий контракт на определенный или неопределенный срок, а в случае заключения контракта на определенный срок возможность увольнения со службы до окончания ее срока, предусмотренного контрактом, не связывается с наличием для этого у сотрудника каких-либо уважительных причин.
Поскольку Журавлев С.А. посредством прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации реализовал свое право на труд, заключение им контракта на определенный срок не лишает его, как сотрудника такого органа, права на увольнение со службы по собственному желанию на основании пункта "а" части 1 статьи 58 Положения.
Использование указанного права и досрочное расторжение такого контракта само по себе не может являться нарушением условий контракта со стороны сотрудника уголовно-исполнительной системы, которое позволяло бы уволить его со службы по основанию, предусмотренному пунктом "д" части 1 статьи 58 указанного Положения.
Как следует из заключения о результатах служебной проверки от 20 декабря 2016 г., утвержденного врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия, причиной нарушения условий контракта со стороны истца указано только его нежелание продолжать службу, что не является дисциплинарным проступком, поскольку согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Увольнение сотрудника по пункту "д" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о нарушении истцом обязательств, взятых на себя в соответствии с условиями контракта.
Следовательно, увольнение со службы сотрудника при подаче им рапорта об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы по собственному желанию может быть осуществлено на основании пункта "а" части 1 статьи 58 Положения.
Ввиду того, что суд пришел к выводу об изменении причины увольнения Журавлева С.А., то обоснованным является и удовлетворение требования истца в части взыскания с ответчика денежных средств, удержанных в качестве возврата за вещевое довольствие, поскольку удержание за вещевое довольствие производится только в случаях расторжения контракта по пунктам "д", "к" и "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации N152 от 25 июля 2008 г. удержание за вещевое довольствие в случае расторжения контракта по пункту "а" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения; направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия Калинкина О.А. без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.