Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Рощупкиной И.А.,
при секретаре Умниковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа - Блинова А.В. на заочное решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демешкин А.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой, департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее- Департамент) о признании незаконным отказа в оформлении государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование иска указывал, что приказом Департамента от 9 октября 2014 года N429-ОД был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по программе переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2016 году включен в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. В июне 2016 года его уведомили о том, что в выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами ЯНАО ему отказано ввиду непредстоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Полагал данный отказ незаконным, поскольку его право на получение государственного жилищного сертификата не может быть поставлено в зависимость от дачи согласия бывших членов его семьи бывшей супруги Демешкиной В.А., сына Демешкина А.А. об освобождении ими занимаемой квартиры, собственниками которой они являются.
Истец Демешкин А.А. в судебном заседании участия не принимал.
Представитель истца - Ильина Т.Е. на иске настаивала, дополнительно пояснила, что квартира, в которой зарегистрирован истец, принадлежит на праве собственности бывшей супруге -Демешкиной В.А. и сыну Демешкину А.А., членами одной семьи они не являются, у истца отсутствуют иные жилые помещения на праве собственности.
В письменных возражениях представитель ответчика Департамента против удовлетворения иска возражал, указывал на обстоятельства регистрации истца совместно с собственниками жилого помещения, что свидетельствует об отнесении истца к членам семьи собственника жилого помещения.
Судом постановленорешение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа -Блинов А.В., действующий на основании доверенности просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, участия в судебном заседании не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Демешкин А.Н. приказом Департамента от 09.10.2014 года N429-ОД поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включен в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2016 года N1304.
Приказом Департамента от 04.05.2016 года N95-ОД/ж Демешкину А.Н. отказано в оформлении государственного жилищного сертификата на основании п. 44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153), именно не предоставление полного пакета документов, в частности обязательства о передаче занимаемого жилого помещения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Демешкина А.Н., суд первой инстанции исходил из отсутствия у последнего обязанности по передаче занимаемого жилого помещения, принадлежащего бывшему члену семьи истца.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон N125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий - с учетом характера и направленности данной меры социальной поддержки - предоставляется гражданам, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. В порядке исключения из указанного правила оспариваемая норма предоставляет возможность получения жилищной субсидии для граждан, имеющих в собственности жилье, при условии его отчуждения в публичную собственность, обеспечивая тем самым необходимый учет конкретных жилищных условий граждан и предотвращая оказание мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета лицам, которые реально в них не нуждаются.
В силу положений ст.6 Федерального закона N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Согласно подпункту "ж" пункта 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата (далее - сертификат) гражданин - участник подпрограммы наряду с иными документами предоставляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 и пункте 16(4) настоящих Правил.
Согласно п.п. "в" п. 16.1 Правил гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования (п. 16.1 Правил).
Пунктом 44(1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
В соответствии с пп. "в" п. 5 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Основанием для не выдачи Демешкину А.Н. государственного жилищного сертификата явилось непредоставления последним обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу "адрес", принадлежащей членам его семьи, в государственную или муниципальную собственность
Из материалов дела следует, что истец Демешкин А.Н.с 25 ноября 1994 года зарегистрирован в однокомнатной квартире, расположенной по адресу "адрес", общей площадью 36 кв.м.
Названная квартира на праве собственности принадлежит его бывшей супруге Демешкиной В.А., брак с которой расторгнут 27 мая 2014 года, которая членом его семьи не является. Об участии в программе в составе семьи Демешкина А.А. бывшая супруга не заявляла.
Ссылка в апелляционной жалобе на сохранение истцом Демешкиным А.Н. права бессрочного пользования жилым помещением ввиду его отказа от приватизации названной квартиры в пользу бывшей супруги и сына в 2006 году, как на основание для отмены решения суда не может быть признана состоятельной, поскольку судом первой инстанции установлено, что Демешкин А.Н. до расторжения брака в 2013 году выехал из названного жилого помещения и с указанного времени в квартире не проживает, сохраняя лишь регистрацию в ней.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
При этом из ст. 31 ЖК РФ следует, что ею регламентируются права и обязанности именно тех граждан, которые проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Таким образом, сам по себе факт наличия у истца права пользования жилым помещением на момент его приватизации при последующем его отказе от этого права, не может являться безусловным основанием для вывода о сохранении за ним права пользования жилым помещением бессрочно и соответственно основанием для отказа в выдаче на этом основании государственного жилищного сертификата.
Более того, такого основания для отказа в выдачи государственного жилищного сертификата ответчиком не приводилось. Таким основанием явилось лишь непредоставление истцом обязательства об отчуждении жилого помещения, принадлежащего бывшему супругу.
С учетом конкретных обстоятельств установленных по делу суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у истца Демешкина А.А. обязанности по предоставлению обязательства об отчуждении жилого помещения ввиду отсутствия у последнего на праве собственности такового.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 9 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.