Надымского городского суда ЯНАО от 28 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Надымского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда ЯНАО от 28 февраля 2017 года, МДОУ "Детский сад "Ёлочка" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения, заведующая МДОУ "Детский сад "Ёлочка" просит об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на их необоснованность.
Изучив постановленные по делу судебные решения и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ.
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" перечислены права обучающихся, в том числе право на охрану жизни и здоровья.
Как следует из постановления мирового судьи основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности явилось установленные по результатам проверки по факту несчастного случая с малолетним Р. выявленные нарушения требований статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", выразившиеся в ненадлежащей организации охраны здоровья обучающихся путем обеспечения их безопасности во время пребывания в детском саду, своевременного принятия необходимых мер профилактики предотвращения несчастных случаев во время пребывания в детском саду, проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 декабря 2016 года следует, что юридическому лицу по факту несчастного случая с малолетним Р. вменяется ненадлежащее обеспечение условий для охраны здоровья обучающихся, непринятие действенных мер по организации надлежащего присмотра за детьми.
В силу части 4 статьи 41 Закона к условиям для охраны здоровья обучающихся относятся:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Анализируя вышеизложенное, прихожу к выводу, что в вину юридического лица вменялось не обеспечение всех перечисленных условий для охраны здоровья.
Вместе с тем, сведений об обстоятельствах, касающихся фактов несоблюдения пунктов 1-3 части 4 статьи 41 Закона в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, судебных постановлений, иных материалах дела не содержится, как и подтверждающих доказательств.
В части не соблюдения порядка проведения расследования несчастных случаев, полагаю, нарушений не допущено в виду нижеследующего.
Порядок проведения расследования несчастных случаев урегулирован нормами Трудового кодекса РФ.
Кроме того, в письме от 12.12.2016 N 353 указано, что при расследовании несчастных случаев образовательные организации руководствуются Типовым положением о расследовании и ведении учета несчастных случаев с обучающимися в муниципальной образовательной организации, утвержденным приказом Департамента образования Надымского района от 0.11.2015 N 965 (далее - Типовое положение).
Указанный акт является нормативно-правовым, сведений о признании его недействующим не имеется, соответственно изложенные в нем положения являются обязательными, в том числе для дошкольных образовательных учреждений города Надыма.
В силу пункта 1.5 Типового положения несчастный случай, произошедший во время образовательной деятельности, вызвавший у обучающегося потерю работоспособности (здоровья) менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, не оформляется актом формы Н-2.
Согласно копии справки первичного осмотра, содержащейся в материалах дела, Р. поставлен диагноз: ушибленная рана затылочной части, при этом, воспитанник явился в дошкольное учреждение на следующий день после несчастного случая.
Следовательно, заполнение журнала учета детского травматизма является достаточной мерой принятой МДОУ "Детский сад "Ёлочка" при расследовании несчастного случая с малолетним Р.
В части непринятия действенных мер по организации надлежащего присмотра за детьми, судом нижестоящих инстанций не дана оценка тому, какие требования к созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста не были выполнены.
Общие требования установлены Положением о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования Надымский район, утвержденным постановлением Администрации МО Надымский район от 12.07.2016 N 426.
Так, присмотр и уход за детьми в организациях включает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
При этом для осуществления надлежащего ухода и присмотра организации должна располагать необходимым количеством специалистов, отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, в соответствии со штатным расписанием, быть обеспечена отвечающими нормативным требованиям помещениями, технически исправным оборудованием, организовать сбалансированное питание детей дошкольного возраста по нормам, утвержденным действующим законодательством, а также медицинское обслуживание детей дошкольного возраста.
Таким образом, выводы о ненадлежащем обеспечении условий охраны здоровья обучающихся не нашли подтверждения, выводы о непринятии действенных мер по организации надлежащего присмотра за детьми в МДОУ "Детский сад "Ёлочка" являются преждевременными.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В нарушение статьи 26.1 КоАП РФ судами не установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению и имеющие значение для правильного разрешения дела, чем допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Однако, учитывая, что срок привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МДОУ "Детский сад "Ёлочка" подлежит прекращению по указанному основанию.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу заведующей МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма Б.удовлетворить в части.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Надымского судебного района от 12 января 2017 года, решение судьи Надымского городского суда ЯНАО от 28 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, в отношении МДОУ "Детский сад "Ёлочка", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк
Копия верна:
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк
Секретарь суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.