Судья Краснодарского краевого суда Казаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "Бизнес-Инвест" Лактионова А.Н. на постановление Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 февраля 2017 года,
установил:
постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 февраля 2017 года ООО "Бизнес-Инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000000 рублей.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО "Бизнес-Инвест" Лактионов А.Н. просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что постановление суда незаконно и необоснованно, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. А также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование.
Судья вышестоящей инстанции, выслушав представителей ООО "Бизнес-Инвест" по доверенности Алексеенко Д.Ю., Сазонова И.В., поддержавших доводы жалобы, просивших постановление судьи отменить, представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по доверенности Труханович С.А., просившего постановление судьи оставить без изменения, проверив законность и обоснованность постановления суда, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, копия постановления Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 февраля 2017 года получена представителем ООО "Бизнес-Инвест" 06.03.2017г., а жалоба на указанное постановление подана в суд 15.03.2017г., ввиду чего судья краевого суда полагает, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.
Согласно протокола об административном правонарушении от 09.12.2016г., ООО "Бизнес-Инвест" в период с ноября 2014 года по 06 февраля 2015 года выполняло земляные и строительные работы при строительстве жилого дома на объекте строительства "Жилая застройка в границах проспекта " ... ", многоэтажный жилой дом Литер "1" на земельном участке с кадастровым номером " ... ", расположенном в границах зон охраны объектов культурного наследия: объекта археологического наследия - "Турецкая крепость Суджук Кале 18 в." (у корня Суджукской косы, на территории мемориального комплекса), гос. " ... ", объекта культурного наследия федерального значения "Мост железнодорожный (виадук), у которого в 1943 г. шли бои с немецко-фашистскими войсками. Построен в 1890 г.", пр.им. Ленина, "Малая земля" и объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль "Малая земля": место высадки морского десанта на "Малую землю" (заповедная зона 04.02.43 г.), памятник "Стела", мемориал "Малая земля" с галереей боевой славы, с нарушением требований ст. ст. 33, 34, 36, 38 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также в нарушение требований письма Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 28.08.2014 N78-4625/14-01-22.
По данному факту обществу Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края вынесено предписание о приостановлении работ. Получив предписание общество должных мер к приостановлению работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, не приняло.
Ответственность за указанное правонарушение установлена ст.7.14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой административным правонарушением признается неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края в адрес ООО "Бизнес-Инвест" вынесено предписание о приостановлении проведения земельных, строительных работ на земельном участке с кадастровым номером " ... ", входящем в состав земельного участка с кадастровым номером " ... ", до выполнения требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Указано, что земляные и строительные работы ведутся в границах зон охраны объектов культурного наследия: объекта археологического наследия - "Турецкая крепость Суджук Кале 18 в." (у корня Суджукской косы, на территории мемориального комплекса), гос. " ... ", объекта культурного наследия федерального значения "Мост железнодорожный (виадук), у которого в 1943 г. шли бои с немецко-фашистскими войсками. Построен в 1890 г.", пр.им.Ленина, "Малая земля" и объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль "Малая земля": место высадки морского десанта на "Малую землю" (заповедная зона) (04.02.43 г.), памятник "Стела", мемориал "Малая земля" с галереей боевой славы, без выполнения указанных в разделе "Охрана объектов культурного наследия" в составе комплексного освоения земельного участка площадью 39912 кв.м. (кадастровый " ... ") в целях жилищного строительства, расположенного по адресу: " ... ", требований о проведении земляных работ в границах зон охраны памятников археологии под надзором специалиста-археолога, а также без выполнения требований об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, изложенных в письме управления от 28.08.2014 N 78-4625/14-01- 22, и без получения положительного заключения управления.
Вместе с тем, в 2015 году ООО "Архитектурного центр "Югреставрация" по заказу ООО "Бизнес-Инвест" разработан проект зон охраны объектов культурного наследия: "Памятное место высадки морского десанта 04.02.1943г. на "Малой земле". Указанный проект согласован с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
В соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края согласовало проект зон охраны объектов культурного наследия, разработанный в 2015 году ООО "Архитектурного центр "Югреставрация" по заказу ООО "Бизнес-Инвест".
Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315, предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.
Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровыми номерами 23:47:000000:3573 не содержит сведений об ограничении или обременении данного земельного участка, категория земель определена как земли населенных пунктов.
Кроме того, на основании п.14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Правительством РФ N972 от 12.92015г. предусмотрено, что обязанность по согласованию проекта зон охраны объекта культурного наследия с Министерством культуры Российской Федерации возложена на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Однако данную обязанность управление не выполнило, по причинам, которые от ООО "Бизнес-Инвест" не зависят.
Никаких дополнительных документов, необходимых для согласования проекта зоны охраны от ООО "Бизнес-Инвест", не затребовалось.
Таким образом, ООО "Бизнес-Инвест" выполнило требования действующего законодательства по подготовке и согласованию проекта охранных зон объекта культурного наследия.
Суд вышестоящей инстанции также учитывает, что в соответствии с Актом государственной историко-культурной экспертизы от 28.04.2015г. проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения соответствуют требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Заключением независимой экспертизы, проведенной ООО "Кубаньпроектреставрация", от 28.10.2016г. было установлено отсутствие какого-либо вреда объекту культурного наследия, а проведенные земляные и строительные работы соответствуют проекту зон охраны границ объекта культурного наследия, разработанного обществом и согласованному Управлением в 2015г.
Также, согласно п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 N 740, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются должностными лицами государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном ст.ст. 9-13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверкой является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Однако в данном случае, проверка в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 740 и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края не проводилась
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии в действия ООО "Бизнес-Инвест" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 КоАП РФ, не доказан.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что постановление Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 февраля 2017 года не может быть признано законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
Жалобу генерального директора ООО "Бизнес-Инвест" Лактионова А.Н. удовлетворить.
Постановление Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 февраля 2017 года в отношении ООО "Бизнес-Инвест" по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.