СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 27 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшевой К.А., действующей по доверенности от 10.03.2017, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2017 года, по которому
иск Стадник В.Н. об обязании утвердить схему расположения земельного участка удовлетворен.
Признан незаконным отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: "Адрес обезличен".
Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" утвердить схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: "Адрес обезличен", в соответствии с заявлением Стадник В.Н. от "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя Першина В.С., действующего по доверенности в интересах Стадник В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стадник В.Н. обратилась в суд с иском о признании решения администрации МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома "Адрес обезличен" по "Адрес обезличен" незаконным, просила обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" вынести решение об утверждении указанной схемы.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "Адрес обезличен". "Дата обезличена" она обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания принадлежащего ей индивидуального жилого дома. По результатам рассмотрения заявления администрация письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 4 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23.04.2015 N 4/1320 и статьи 39.20 Земельного кодекса РФ. Данный отказ она считает незаконным, так как препятствий для утверждения схемы расположения земельного участка не имелось.
В судебном заседании Стадник В.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимала.
Ее представитель Першин В.С., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал.
Администрация МО ГО "Сыктывкар", извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшева К.А., действующая по доверенности от 10.03.2017, просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Считает, в рассматриваемом случае утверждение представленной схемы расположения земельного участка невозможно, поскольку ранее возведенный на земельном участке индивидуальный жилой дом "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", принадлежащий на праве собственности Стадник В.Н., разрушен и не пригоден для проживания. В то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Стадник В.Н. представила в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшева К.А. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Першин В.С., действующий по доверенности от 28.08.2015 в интересах Стадник В.Н., в заседании суда апелляционной инстанции просил апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" оставить без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Першина В.С., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Стадник В.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от "Дата обезличена" и решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06.05.2016 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "Адрес обезличен". Жилой дом поставлен на кадастровый учет под номером "Номер обезличен", право собственности истца на дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке.
Данных о том, что земельный участок, на котором возведен указанный индивидуальный жилой дом, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, в материалах дела не имеется.
"Дата обезличена" Стадник В.Н. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. в кадастровом квартале "Номер обезличен" по адресу: "Адрес обезличен", для обслуживания индивидуального жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления администрация МО ГО "Сыктывкар" письмом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" отказала в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на подпункт 4 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23.04.2015 N 4/1320, и статью39.20 Земельного кодекса РФ по тому основанию, что расположенный на земельном участке объект недвижимости - индивидуальный жилой дом разрушен и не пригоден для проживания, в то время как согласно статье 39.20 Земельного кодекса РФ первоочередное право на оформление прав на земельные участки имеют собственники зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках. К объектам, которые не используются по целевому назначению, положение данной статьи не применяется.
Проанализировав нормы ст. ст. 39.3, 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" с учетом установленных обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что правом на оформление в собственность земельных участков обладают собственники расположенных на нем зданий и сооружений. Право истца на индивидуальный жилой дом "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" зарегистрировано в установленном законном порядке, никем не оспорено и не прекращено. Возможный факт его разрушения и непригодности для проживания не является предусмотренным законом основанием для отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы его расположения. В связи с этим суд признал незаконным оспариваемый отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" незаконным и обязал орган местного самоуправления утвердить схему указанного участка в соответствии с заявлением Стадник В.Н. от "Дата обезличена".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы, направлены на иное толкование норм права, выводов суда не опровергают и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статьям 39.3, 39.6 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков и предоставление в аренду земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, осуществляется без проведения торгов.
В случае если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность, аренду предшествует подготовка схемы расположения земельного участка, подача гражданином заявления и принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании такого земельного участка (статья 39.14 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 1 - 4, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если образовываются два и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовленная схема земельного участка утверждается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Таким образом, само по себе утверждение схемы расположения земельного участка является условием для дальнейшего решения органом местного самоуправления вопроса о правах гражданина на этот земельный участок. Выполнение обязанности по утверждению схемы не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении этого земельного участка.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23.04.2015 N 4/1320 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар", подпунктом 2.10.2 пункта 2.10 которого установлен перечень оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги:
обращение, поступившее (в письменном виде) от заявителя, с просьбой о прекращении предоставления муниципальной услуги;
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В частности, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ в качестве требования к образуемым и измененным земельным участкам устанавливает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосицу, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
схема расположения земельного участка, подготовленная гражданином или юридическим лицом, расположена в границах населенных пунктов (в случае формирования земельного участка для проведения аукциона).
Основания, предусмотренные в пунктах 2 - 6 подпункта 2.10.2 пункта 2.10 Административного регламента соответствуют исчерпывающему перечню оснований, установленному пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно подпункту 3.3.2 пункта 3.3 Административного регламента в случае наличия указанных выше оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявителю направляется соответствующее уведомление в виде письма с указанием в нем оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из анализа приведенных норм следует, что законодатель не предусмотрел в качестве основания для отказа собственнику индивидуального жилого дома, ранее возведенного на земельном участке, в утверждении схемы расположения такого земельного участка по причине разрушении этого жилого дома или его непригодности для проживания, на которую в письме от "Дата обезличена" "Номер обезличен" необоснованно указывает администрация МО ГО "Сыктывкар" в качестве основания для отказа в предоставлении Стадник В.Н. муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома "Номер обезличен" "Адрес обезличен".
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что использование земельного участка по "Адрес обезличен" предполагается не для целей обслуживания расположенного на нем индивидуального жилого дома и невозможно для использования в таких целях, образование данного земельного участка путем утверждения предъявленной схемы приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости, к другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к нарушению требований законодательства, администрацией МО ГО "Сыктывкар" суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о незаконности отказа администрации МО ГО "Сыктывкар" в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" и обязал орган местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка в соответствии с заявлением Стадник В.Н. от "Дата обезличена".
Принятое по делу решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшевой К.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.