Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-410/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Попова В.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) ФИО6 на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника ЗРУЖО, связанных с предоставлением административному истцу субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) (далее - жилищной субсидии) без учета дополнительной площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 назначен на должность командира войсковой части N в которой проходит службу по настоящее время.
С ДД.ММ.ГГГГ жилищным органом ФИО1 с составом семьи 5 человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в "адрес" - "адрес" (далее - Отделение) с заявлением, в котором просил оформить документы на получение им жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную площадь.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник Отделения, ссылаясь на ответ организационно - мобилизационного управления штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа, согласно которому к занимаемой ФИО1 должности не применим термин "командир воинской части", уведомил заявителя об отсутствии у него права на дополнительную площадь жилого помещения в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вступившим в законную силу решением Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ действия начальника Отделения, связанные с отказом ФИО1 в признании за ним права на дополнительную площадь жилого помещения признаны незаконными и на указанное должностное лицо возложена обязанность оформить установленным порядком документы на получение ФИО1 жилищной субсидии с учетом дополнительной площади жилого помещения.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения начальником Отделения в адрес ЗРУЖО были направлены документы для предоставления ФИО1 жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную площадь жилого помещения.
Однако в соответствии с решением заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N жилищная субсидия предоставлена ФИО1 на состав семьи 5 человек без учета его права на дополнительную площадь жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, просил суд признать вышеуказанное решение начальника ЗРУЖО в части выплаты ему жилищной без учета права на дополнительную площадь жилого помещения незаконным и обязать ЗРУЖО произвести ему выплату жилищной субсидии с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил. Признав незаконным решение начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N в часты выплаты ФИО1 жилищной субсидии без учета его права на дополнительную площадь, суд обязал ЗРУЖО произвести выплату административному истцу жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную площадь жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и ответ организационно-мобилизационного управления штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос ЗРУЖО, указывает, что поскольку к занимаемой ФИО1 должности не применим термин "командир воинской части", у ЗРУЖО отсутствовали основания для расчета ему жилищной субсидии с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения, однако судом какая-либо оценка доводам ЗРУЖО об этом не дана.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 64 КАС РФ, отмечает, что мотивируя обжалуемое решение, суд первой инстанции сослался на преюдициальность решения Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ Однако ЗРУЖО не являлось лицом, участвующим в деле, по которому вынесено вышеуказанное судебное решение, в связи с чем преюдициального значения для настоящего дела оно не имеет. Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 180 КАС РФ суд не оценил представленные ЗРУЖО доказательства, что привело к принятию ошибочного решения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона командир воинской части при предоставлении ему жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Пунктом 5 Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам российской федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 определено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 указанных Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как усматривается из материалов дела, принимая решение о предоставлении ФИО1 жилищной субсидии без учета права на дополнительную площадь жилого помещения, заместитель начальника ЗРУЖО исходил из содержания ответа организационного мобилизационного управления штаба Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N N полученного на запрос ЗРУЖО, в основу которого положены нормы приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N. Из указанного ответа следует, что поскольку войсковая часть N не является отдельной ротой, по штатной численности личного состава и по организационно-штатной структуре не может быть приравнена к отдельному батальону (ему равному и выше), к занимаемой ФИО1 должности неприменим термин "командир воинской части".
Однако вышеупомянутый приказ Министра обороны РФ понятие "командир воинской части" применительно к жилищным правоотношениям не определяет.
В настоящее время применительно к п. 2 ст. 15.1 Закона не определено вышеуказанное понятие ни положениями закона, ни нормативно правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем по смыслу п. 2 ст. 15.1 Закона, предусмотренная данной нормой для командиров воинских частей социальная гарантия в виде права на дополнительную площадь жилого помещения распространяется на руководителей обособленных воинских формирований, как структурных единиц Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу специфики их деятельности и введена в целях создания им условий необходимых для исполнения своих должностных обязанностей.
Из материалов дела видно, что возглавляемое ФИО1 воинское формирование имеет все атрибуты, свидетельствующие о принадлежности его к таким единицам, а именно, имеет: условное наименование - "войсковая часть N", свой собственный штат, гербовую печать и подчинено непосредственно командованию объединения.
Из этого следует, что возглавляемое ФИО1 воинское формирование является воинской частью, а его ФИО2 - командиром воинской части.
По мнению судебной коллегии, наряду с приведенными выше данными, в пользу указанного вывода говорит также следующее.
В соответствии с п. 1 Положения о боевом знамени воинской части, утвержденным Указом Президента РФ от 18 декабря 2006 г. N 1422, боевое знамя воинской части (далее - Боевое знамя) является официальным символом и воинской реликвией воинской части, олицетворяет ее честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения определено, что Боевое знамя вручается воинской части в торжественной обстановке от имени Президента Российской Федерации представителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба
Из изложенного следует, что наличие у воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации Боевого знамени также указывает на его принадлежность к воинским частям.
Согласно материалам дела войсковая часть N имеет свое Боевое знамя.
Более того, согласно материалам дела названное воинское формирование имеет такие свойственные воинским частям атрибуты, как историческое наименование ("Митавский") и государственную награду - орден Красной Звезды, что, по мнению судебной коллегии, также свидетельствует о принадлежности его к воинским частям.
При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный истец является командиром воинской части, в связи с чем, на него распространяется социальная гарантия в виде дополнительной площади жилого помещения и правомерно удовлетворил административное исковое заявление ФИО1.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции является по существу правильным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО2 "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.