Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-411/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Великановой А.В.,
при секретаре ФИО4, с участием представителя административного ответчика - Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе названного представителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N сержанта запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанных со снятием с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1, проходивший военную службу по контракту в "адрес", проживающий в квартире родителей по адресу: "адрес" "адрес", был принят на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением и зачислен в распоряжение командира воинской части в связи с необеспеченностью жильём.
Приказом командующего 20 гвардейской Общевойсковой армией Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец уволен в запас по основанию, предусмотренному подпунктом е.1 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно), и с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части.
Решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снят с учёта нуждающихся в жилье на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Жилищный орган исходил из того, что административный истец и его дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая состояла с ним на жилищном учёте, постоянно зарегистрированы и проживают в указанном выше муниципальном жилом помещении, общей площадью 30,4 кв. метра, а, следовательно, обеспечены жильём по установленным нормам.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать начальника отделения отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N и восстановить его на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование этого указывает, что судом при рассмотрении дела установлено, что административный истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, по месту прохождения военной службы обеспечен жильём и был уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.
Отмечает, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства. При этом военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ.
Обращает внимание на то, что ФИО1 уволен с военной службы по основанию, не позволяющему ему претендовать на обеспечение жильём в избранном месте жительства, а по месту службы он обеспечен жилым помещением более учётной нормы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не утратил право на обеспечение жильём в избранном месте жительства и имеет возможность сдать занимаемое жилое помещение.
Однако такой вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
В силу абзацев один, три пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции, действовавшей на момент принятия административного истца на учёт нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Общие основания обеспечения жильём военнослужащих установлены статьёй 51 ЖК РФ.
В соответствии с положениями абзацев три и тринадцать пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции на момент принятия начальником отделения оспариваемого решения) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Согласно пунктам 1, 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения законодательство не ограничивает включение в сумму общей площади имеющихся у гражданина жилых помещений пределами лишь одного субъекта, в котором планируется улучшение жилого помещения.
Постановлением Городской Думы г. Нижний Новгорода от 16 марта 2005 г. N 14 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде" учётная норма площади жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в указанном населённом пункте установлена в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме), а согласно решению Земского собрания Володарского муниципального района Нижегородской области от 22 мая 2008 г. N 356 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Володарском муниципальном районе", учётная норма составляет 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно материалам дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года и его дочь с ДД.ММ.ГГГГ года (с рождения) зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в жилом помещении общей площадью 30,4 кв. метра по адресу: "адрес" "адрес", которое было предоставлено матери административного истца и внесено в реестр муниципальной собственности. В ДД.ММ.ГГГГ г. он поступил на военную службу по контракту, которую проходил в "адрес" и Нижнем Новгороде. Вопрос о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением административный истец поставил в ДД.ММ.ГГГГ году перед увольнением с военной службы по возрасту. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.
При этом, как следует из материалов дела, несмотря на отсутствие заключённого между собственником муниципального жилищного фонда (действующим от его имени уполномоченным органом местного самоуправления) и ФИО1 договора социального найма, административный истец фактически пользуется указанной квартирой на условиях договора социального найма жилого помещения, поскольку зарегистрирован в нём по месту жительства, постоянно проживает, вселил в него члена своей семьи, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из изложенного, учитывая, что ФИО1 с дочерью проживает в отдельной квартире на условиях договора социального найма жилого помещения и обеспечен таковым по нормам, установленным как в "адрес", так и в Нижнем Новгороде, основания для признания его нуждающимся в жилом помещении отсутствуют.
Права на обеспечение жильём в избранном месте жительства у административного истца также не возникло по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона (в редакциях Закона и на момент увольнения ФИО1 с военной службы, и ныне действующей) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу, в котором предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, возможность обеспечения военнослужащих жильём не по месту увольнения с военной службы со сдачей занимаемого жилого помещения законодательством поставлена в зависимость от основания увольнения с военной службы.
Как указывалось выше, ФИО1, имеющий выслугу более 20 лет, был уволен с военной службы по основанию, не предусмотренному приведённой выше нормой Закона.
При таких данных судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции о неправомерности действий начальника отделения, связанных с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ N, не соответствует обстоятельствам дела, и судом неправильно применены нормы материального права, поэтому принятое им решение подлежит отмене, а в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в силу части 2 статьи 227 КАС РФ надлежит отказать.
Руководствуясь статьёй 308, пунктом 2 статьи 309 и статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.