Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-417/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Великановой А.В.,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика - Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе названного представителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородскому гарнизону майора юстиции ФИО1 об оспаривании решения управления, связанного с предоставлением жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы и административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 проходит военную службу по контракту на должности следователя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородскому гарнизону. В ДД.ММ.ГГГГ г. он с членами семьи: супруга ФИО6 и сын ФИО7, приняты на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания. В ДД.ММ.ГГГГ г. начальник отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение) внёс изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее - реестр), исключив сведения о праве административного истца на дополнительную площадь жилого помещения и уменьшив норму положенного ему для предоставления жилья на 15,56 кв. метров в связи с наличием у его супруги права пользования жилым помещением, расположенным в "адрес", принадлежащем на праве собственности её родственникам.
Указанные действия начальника жилищного органа решением Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ того же года, признаны незаконными.
Вместе с тем в соответствии с решением заместителя начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ N при предоставлении ФИО10 жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) не было учтено его право на дополнительную площадь, а норматив общей площади жилого помещения уменьшен на 15,66 кв. метров по тем же основаниям.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать начальника управления отменить названное решение в части предоставления ему жилищной субсидии без учёта права на дополнительную площадь и уменьшения норматива общей площади жилого помещения и принять решение о доплате жилищной субсидии с учётом 35,66 кв. метров.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование этого, ссылаясь на положения части 23 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", указывает, что для получения жилого помещения с учётом дополнительной площади ФИО10 должен обратиться с заявлением о предоставлении жилья в Следственный комитет РФ.
Кроме того, супруга административного истца, проживающая с ним в служебном жилом помещении в Нижнем Новгороде, с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована в качестве члена семьи собственников жилого помещения (родителей и сестры), расположенного в Москве. В нём она была зарегистрирована и на момент приватизации квартиры указанными лицами. В этой связи, исходя из положений статьи 31 ЖК РФ и статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", она имеет право пользования данным жилым помещением. Таким образом, действия управления были направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья и не могут расцениваться как нарушающие права военнослужащего.
Отмечает, что суд не дал оценки доводам управления, сославшись на преюдициальность решения Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ Между тем, управление не являлось лицом, участвующим в деле, при рассмотрении данного спора, и его апелляционная жалоба на указанное решение была возвращена. В этой связи полагает, что судом первой инстанции допущены действия, препятствующие управлению доступу к правосудию.
Обращает внимание на то, что, вопреки выводу суда, в силу пункта 5 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила), норматив общей площади жилого помещения при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", увеличивается не на 20, а на 15 кв. метров.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета РФ.
В силу пунктов 1, 5 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих названным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно абзацам один и двенадцать пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) учёное звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв. метров.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу положений частей 1, 8 статьи 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" на военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения, медицинского и иного обеспечения с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Обеспечение таких военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учётом особенностей, установленных частью 23 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету. Ведение учёта военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 г., осуществляется Следственным комитетом.
При этом в соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" приведённое выше положение части 8 статьи 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" о ведении Следственным комитетом учёта военнослужащих военных следственных органов, нуждающихся в предоставлении жилья, вступило в силу с 1 января 2017 г.
В соответствии с частью 23 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты.
Таким образом, из изложенного следует, что ведение учёта и обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учётом особенностей, установленных частью 23 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", то есть с учётом права на дополнительную площадь жилого помещения, право на которые у них возникло до 1 января 2017 г., осуществляет уполномоченный орган Министерства обороны РФ.
В силу абзаца второго пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.
Исходя из изложенного, расчёт жилищной субсидии, предоставляемой ФИО10, должен производиться с учётом права на дополнительную площадь жилого помещения.
Вместе с тем, вопреки ошибочному выводу суда, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, подлежит увеличению не на 20, а на 15 кв. метров, как это установлено пунктом 5 Правил, а право на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренное частью 23 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, могло быть реализовано административным истцом только при получении жилого помещения в натуре.
Поэтому в этой части решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит изменению.
Что касается доводов жалобы относительно уменьшения размера жилищной субсидии на 15,66 кв. метров в связи с наличием у супруги административного истца права пользования жилым помещением, расположенным в г. Москве, принадлежащем на праве собственности её родственникам, то судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пунктов 2-4 Правил расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по соответствующей формуле. На семью из 3 и более человек норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
При этом названный норматив подлежит уменьшению: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, занимаемых ими по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения, а также на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершённых военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Как следует из материалов дела, собственником жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 78,3 кв. метра, являются родители и сестра супруги ФИО10, а она состоит по указанному адресу на регистрационном учёте.
Таким образом, поскольку приведённая выше норма Правил содержит исчерпывающей перечень случаев, при которых допускается уменьшение норматива общей площади жилого помещения, установленного ими, а супруга административного истца, состоящая с ним на жилищном учёте, не является собственником жилого помещения по названному выше адресу, оснований для уменьшения указанного норматива на 15,66 кв. метров при расчёте ФИО10 размера субсидии у уполномоченного органа не имелось.
Кроме того, по общему правилу в силу части 1 статьи 31 ЖК РФ обязательным условием отнесения супруга собственника жилого помещения, а также его детей и родителей к членам семьи собственника жилого помещения является их совместное проживание, а ФИО10, согласно материалам дела, с 2000 года проживает с супругом по месту его службы в "адрес".
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции в этой части по существу является правильным.
Руководствуясь статьёй 308, пунктом 2 статьи 309 и статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 в части возложения на начальника Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять решение о доплате ФИО1 и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за 35,66 кв. метров в связи с неправильным применением норм материального права изменить, изложив его в данной части в следующей редакции.
Обязать начальника Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять решение о доплате ФИО1 и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения за 30,66 кв. метров.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.