Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. по делу N 33а-463/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.
судей:
Попова В.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца, представителя начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по ее апелляционной жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Отдел), связанных с исключением административного истца и членов его семьи из списков на получение служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения представителя административного ответчика в обоснования апелляционной жалобы и административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время проходит военную службу в Академии в должности слушателя. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, его супруга и трое детей на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу Академии ( "адрес" поля, "адрес"). На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вместе с членами семьи осуществляет наем жилья по адресу: "адрес". Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО1 и члены его семьи (всего пять человек) были включены в список на предоставления служебного жилья в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ
Решением начальника Отдела от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО1 и члены его семьи исключены из списков на предоставление служебного жилья по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, со ссылкой на то, что при включении их в указанный список не было принято во внимание отсутствие документов, свидетельствующих о прибытии членов семьи ФИО1 к его новому месту службы, а также отсутствие оригинала справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту службы административного истца.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения своих требований просил признать незаконным решение Отдела от ДД.ММ.ГГГГ N N в части исключения его и членов его семьи из списков на предоставление служебных жилых помещений и обязать начальника Отдела отменить это решение в части исключения его и членов его семьи из списков на предоставление служебных жилых помещений.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил. Суд обязал начальника Отдела отменить вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ N N в части исключения административного истца и членов его семьи из списков на предоставление служебных жилых помещений
Кроме того, суд присудил к взысканию с Отдела в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 300 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой административным истцом государственной пошлины при подаче заявления в суд.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 1, 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), указывает, что в суд ФИО1 были представлены оригиналы справок о сдаче служебных жилых помещений по предыдущим местам службы в городах Псков и Кострома, из чего следует, что в адрес уполномоченного жилищного органа оригинал справки о сдаче служебного жилого помещения по предыдущему месту службы представлен не был.
Отмечает, что предоставление в жилищный орган вместо оригинала указанной справки ее копии либо обязательства о представлении справки Инструкцией не предусмотрено.
Обращает внимание на то, что в нарушение ч. 1 ст. 178 КАС РФ своим решением суд фактически сделал вывод о наличии у ФИО1 права на включение в список на предоставление служебных жилых помещений, чем вышел за пределы заявленных им требований в отсутствие к этому законных оснований.
Акцентирует внимание на том, что представленные ФИО1 в судебное заседание документы не могли повлиять на существо оспоренного им решения начальника Отдела.
Отмечает, что в соответствии с положениями п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В заключение жалобы обращает внимание на то, что до настоящего времени ФИО1 оригинал справки о сдаче жилого помещения по предыдущему месту службы в адрес уполномоченного органа не представлен, как не представлены и документы, подтверждающие факт его совместного проживания с остальными членами его семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки утверждению в жалобе, из материалов дела не усматривается нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлечь безусловную отмену принятого им решения. Не свидетельствуют о наличии таких нарушений и доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 3 ст. 15 Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются перечисленные в названом пункте документы, в том числе: справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии); копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Согласно п. 5 Инструкции, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Как видно из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г. проходит военную службу в Академии, дислоцированной в Москве. Состав его семьи составляет 5 человек (он, супруга и трое детей 2004, 2007 т 2013 г.р.). Административный истец и его супруга в ДД.ММ.ГГГГ г. сняты с регистрационного учета по месту жительства по предыдущему месту службы ФИО1 в "адрес" и в настоящее время иной регистрации по месту жительства не имеют. Их дети посещают образовательные учреждения, находящемся в "адрес". ФИО1 и члены его семьи осуществляют наем жилого помещения в "адрес" и зарегистрированы по месту пребывания по адресу Академии. ФИО1 выданы справки о сдаче служебных жилых помещений по предыдущим местам службы в "адрес" и в "адрес", копии которых, наряду с другими документами были представлены им по требованию должностных лиц жилищного органа при включении его и членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений.
По мнению судебной коллегии, приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о прибытии членов семьи ФИО1 к новому месту его военной службы и о сдаче им служебного жилого помещения по прежнему месту службы, а также о надуманности доводов, приведенных административным ответчиком в обоснование исключения административного истца и членов его семьи из списков на предоставление служебных жилых помещений.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу об том, что у начальника Отдела отсутствовали достаточные основания для исключения административного истца и членов его семьи из списков на предоставление служебных жилых помещений и правомерно удовлетворил административное исковое заявление ФИО1.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия также учитывает, что по смыслу Инструкции при решении вопроса о включении военнослужащего в списки на получение служенных жилых помещений юридически значимым обстоятельством является установление факта сдачи им жилья по прежнему месту службы, что и было установлено по делу. При таких обстоятельствах представление военнослужащим в уполномоченный жилищный орган соответствующей справки, подтверждающей вышеуказанный факт, по сути является формальным, а отсутствие в уполномоченном жилищном органе оригинала указанной справки при наличии ее надлежащим образом заверенной копии не может являться достаточным основанием для исключения военнослужащего из указанных списков.
То обстоятельство, что в представленных ФИО1 в жилищный орган копиях паспортов его и его супруги отсутствуют сведения о регистрации их по месту жительства по адресу Академии основанием для исключения административного истца и членов его семьи из списков на получение служебных жилых помещений являться не могло, поскольку факт их регистрации по адресу Академии был подтвержден соответствующими свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 5 октября 2000 г. N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.