Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. по делу N 33а-465/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.
судей:
Попова В.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Отдел), связанных с отказом во включении в список на предоставление служебного жилого помещения членов его семьи.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в должности слушателя Академии в "адрес". ФИО1, его супруга и дочь сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", и зарегистрированы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу Академии ( "адрес" "адрес", "адрес"). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился установленным порядком в Отдел с заявлением о включении его и членов его семьи (супруги и дочери) в список на предоставление служебного жилого помещения. Решением начальника Отдела от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО1 включен в названный список, а во включении в указанный список его супруги и дочери отказано со ссылкой на то, что представленными административным истцом документами не подтвержден факт их прибытия к новому месту его военной службы.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения своих требований, просил признать незаконным решение начальника Отдела от ДД.ММ.ГГГГ N N в части отказа во включении в список на предоставление служебного жилого помещения членов его семьи и обязать начальника Отдела отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о включении членов его семьи в список на предоставление служебного жилого помещения.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил. Суд обязал начальника Отдела отменить вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ N N и повторно рассмотреть вопрос о включении супруги и дочери ФИО1 в список на предоставление служебного жилого помещения.
Кроме того, суд присудил к взысканию с Отдела в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 300 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой административным истцом государственной пошлины при подаче заявления в суд.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), указывает, что поскольку представленными в уполномоченный жилищный орган документами не был подтвержден факт прибытия супруги и дочери ФИО1 к месту прохождения им военной службы, отказ во включении их в список на предоставление служебных жилых помещений является правомерным.
Отмечает, что обязанность по установлению факта совместного проживания военнослужащего и членов его семьи на основании каких-либо иных документов, кроме копий паспортов, действующим законодательством не возложена.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 3 ст. 15 Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются перечисленные в названом пункте документы, в том числе: справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии); копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Согласно п. 5 Инструкции, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Как видно из материалов дела ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г. проходит военную службу в Академии, дислоцированной в Москве. Состав его семьи составляет 3 человека (он, супруга и дочь 2008 г.р.). Административный истец и его супруга в ДД.ММ.ГГГГ г. сняты с регистрационного учета по месту жительства по предыдущему месту службы ФИО1 в "адрес" и в настоящее время иной регистрации по месту жительства не имеют. Административный истец, его супруга и дочь зарегистрированы по месту пребывания по адресу Академии. ФИО1 выдана справка о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту службы в "адрес".
По мнению судебной коллегии, приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о прибытии членов семьи ФИО1 к новому месту его военной службы, а также о надуманности доводов, приведенных административным ответчиком в обоснование решения об отказе во включении членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности отказа начальника Отдела во включении членов семьи ФИО1 в списки на предоставление служебных жилых помещений и правомерно удовлетворил его административное исковое заявление.
Доводу жалобы о том, что в Отдел не представлены копии паспортов с данными о регистрации по месту жительства по адресу Академии, в решении суда первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 5 октября 2000 г. N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.