Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 г. по делу N 33а-541/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.
при секретаре ФИО4, с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам командира войсковой части N и представителя командира войсковой части N ФИО6 на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N капитана в отставке ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем и невключением в проект приказов на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения, а также действий начальника территориального отделения в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение), связанных с предоставлением жилищной субсидии и не обеспечением жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО7, заключение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда в части возложения на командование обязанности включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представить его к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам и уволить с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам отменить, а в остальной части указанное решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, имевший выслугу на военной службе более 20 лет, проходил ее в распоряжении командира войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес". По месту службы жилым помещением ФИО1 не обеспечен, зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части, проживает в арендованном жилом помещении на условиях найма. В связи с предстоящим увольнением с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 был признан нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства - "адрес", где ему неоднократно распределялись жилые помещения, от получения которых административный истец отказывался по различным причинам. ДД.ММ.ГГГГ административный истец изменил избранное ранее постоянное место жительства на "адрес". Уполномоченным жилищным органом жилые помещения по установленным нормам в "адрес" ФИО1 не распределялись.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца Отделом было направлено уведомление об отсутствии в "адрес" жилых помещений, которые могли бы быть ему распределены в силу требований действующего законодательства, а также о готовности предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения. В этом уведомлении административному истцу было предложено сообщить в Отделение о принятом им решении в течение 30 дней с даты получения уведомления, а при согласии с получением жилищной субсидии в указанный срок представить в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации документы, необходимые для ее получения. В ответ на указанное уведомление ФИО1 согласия на получение жилищной субсидии не дал и указал, что в городе "адрес" ведется строительство жилья для военнослужащих.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 без его согласия уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (по подпункту "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе) в связи с отказом от субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а приказом этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что увольнение его с военной службы и исключение из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением, а также предоставление ему жилищной субсидии как способа обеспечения жилым помещением, нарушает его права и законные интересы. Расчет по денежному довольствию был с ним произведен лишь ДД.ММ.ГГГГ. Командованием не были приняты меры по выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с мая по ДД.ММ.ГГГГ "адрес" командованием нарушениями его прав ему был причинен моральный вред, в том числе обусловленный ухудшением состояния здоровья.
В связи с изложенным административный истец просил суд обязать командира войсковой части N: - отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N, в части, касающейся увольнения его с военной службы, восстановив его на военной службе в ранее занимаемой должности; - отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N, в части, касающейся исключения его из списков личного состава воинской части; - издать приказ об исключении его из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ, с обеспечением всеми видами довольствия по указанную дату; - уволить его с военной службы после обеспечения жилой площадью по установленным нормам в избранном месте жительства.
Также ФИО1 просил суд признать незаконными действия начальника Отделения, связанные с предоставлением ему жилищной субсидии как способа обеспечения жилым помещением в связи с предстоящим увольнением с военной службы, и обязать указанное должностное лицо совершить действия по обеспечению его постоянным жилым помещением по установленным нормам в избранном месте жительства - городе "адрес".
Помимо этого ФИО1 просил обязать командира войсковой части N его в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с мая по ДД.ММ.ГГГГ г., а также представить его к увольнению с военной службы после обеспечения постоянной жилой площадью по установленным нормам в избранном постоянном месте жительства.
Кроме того, административный истец просил суд взыскать с войсковой части N в его пользу 50000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично. Суд обязал командира войсковой части 09436 отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части, касающейся увольнения ФИО1 с военной службы, приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения его из списков личного состава воинской части, и уволить ФИО1 с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
Также суд возложил на командира войсковой части N обязанность включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в установленном законом размере и представить ФИО1 к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
Кроме того, суд присудил к взысканию с войсковой части N в пользу ФИО1 5000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований ФИО1 судом отказано.
В апелляционных жалобах командир войсковой части N и представитель командира войсковой части N, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалоб указывают, что при увольнении ФИО1 с военной службы его жилищные права командованием были соблюдены. Ему неоднократно предлагались жилые помещения по избранному месту жительства - в "адрес", однако от них ФИО1 отказался. После изменения ФИО1 избранного места жительства на "адрес" ему была предложена жилищная субсидия, от получения которой он также отказался.
Ссылаются на положения п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Полагают, что судом не учтено, что ФИО1, являясь военнослужащим, подлежащим обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением, отказался от его получения путем непредставления документов на включение в списки нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, чем злоупотребил своими правами.
Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" и приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений", отмечают, что решение суда в части возложения на командира войсковой части N обязанности по включению ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения является ошибочным, поскольку административный истец не включен в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Отмечают, что решение суда в части присуждения ФИО1 компенсации морального вреда также является необоснованным, поскольку его увольнение с военной службы является законным и обоснованным, а каких-либо достоверных доказательств, объективно свидетельствующих о причинении ему физических или нравственных страданий указанным увольнением и исключением из списков личного состава части, в суд не представлено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно абз. 2 - 3 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В то же время согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательных актов отказ от жилищной субсидии либо непредставление документов для ее получения могло повлечь увольнение ФИО1 с военной службы без его согласия до обеспечения жилым помещением по установленным нормам, в случаях, если бы он:
- изначально по своему желанию избрал форму жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии;
- отказался, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному до ДД.ММ.ГГГГ месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- изъявил, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, желание изменить избранное до указанной даты место жительства.
Таких обстоятельств в отношении административного истца, избравшего в ДД.ММ.ГГГГ г. формой жилищного обеспечения получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес", из материалов дела не усматривается.
Таким образом, увольнение ФИО1 с военной службы не может быть признано обоснованным.
Пунктом 2 ст. 23 Закона определено, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренными административным истцом приказами командира войсковой части 09436 нарушены его права и правомерно возложил на указанное должностное лицо обязанность отменить их в части, касающейся увольнения ФИО1 с военной службы и исключения его из списков личного состава части, а также присудил к взысканию с войсковой части N в пользу административного истца денежную компенсацию морального вреда.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование действующего законодательства, приведенные в качестве доводов апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Вместе с тем решение суда первой инстанции в части возложении на командира войсковой части N обязанности представить ФИО1 к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, а на командира войсковой части N - обязанности уволить ФИО1 с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, не может быть признано обоснованным, по следующим основаниям.
Возлагая на командира войсковой части N обязанность представить ФИО1 к увольнению с военной службы, а на командира войсковой части N - обязанность уволить его с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, суд первой инстанции исходил из того, что истец, после обеспечения жильем, подлежит увольнению с военной службы по подпункту "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по состоянию здоровья. Кроме того, суд принял во внимание решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым на командира войсковой части N была возложена обязанность представить ФИО1 к увольнению, а на командующего войсками Западного военного округа уволить его с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
Однако судом оставлено без внимания, что указанное судебное решение преюдициального значения для настоящего дела не имеет, а на момент рассмотрения административного дела обязанность по представлению ФИО1 (восстановленного обжалуемым решением на военной службе, необеспеченного жилым помещением и поставившего возможность увольнения с нее в зависимость от обеспечения жилым помещением) к увольнению с военной службы и увольнению с нее у командования отсутствует. Судом же в силу положений ч. 9 ст. 226 и ч. 2 ст. 227 КАС РФ на должностных лиц может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав военнослужащих, а не тех, нарушение которых может иметь место в будущем.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования административного истца о возложении на командира войсковой части N обязанности включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 мая по ДД.ММ.ГГГГ включительно в установленном законом размере также не может быть признано обоснованным, по следующим основаниям.
Удовлетворяя административное исковое заявление ФИО1 в указанной части требований, суд первой инстанции исходил из того, что решением Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ действия командира войсковой части N, связанные с отказом ФИО1 во включении в проект приказа на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. признаны не соответствующими действующему законодательству с возложением обязанности издать такой приказ, а обстоятельства, касающиеся обеспечения ФИО1 служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, не изменились.
Однако судом оставлено без внимания следующее.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, в соответствии с п. 2 которого, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ, было определено, что денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, поскольку согласно материалам дела ФИО1 не включен федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, правовых оснований для выплаты ему спорной компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Что же касается упомянутого выше решения Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, то преюдициального значения для настоящего дела оно не имеет.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на командира войсковой части N обязанности включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в установленном законом размере.
Таким образом, судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права, а его выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем принятое им решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части удовлетворения требований административного истца о возложении на командира войсковой части N обязанности включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в установленном законом размере; представить ФИО1 к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, а на командира войсковой части N - обязанности уволить ФИО1 с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 в части удовлетворения требований административного истца о возложении на командира войсковой части N обязанности включить ФИО1 в проекты приказов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в установленном законом размере; представить ФИО1 к увольнению с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, а на командира войсковой части N - обязанности уволить ФИО1 с военной службы после обеспечения жилым помещением по установленным нормам, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, отменить и принять по административному делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части вышеуказанных требований отказать.
В остальной части вышеуказанное решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы командира войсковой части N и представителя командира войсковой части N ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.