Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 г. по делу N 33а-558/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре ФИО5, с участием административного истца ФИО2, его представителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени ФИО1 А.М. Василевского (далее - Академия) подполковника ФИО2 об оспаривании действий начальника территориального отделения в Смоленской области г. Смоленск Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - Отделение), связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11, заключивший первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ г., проходит военную службу в Академии. По месту службы ФИО11 жилым помещением не обеспечен, в ДД.ММ.ГГГГ г. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек.
Решением начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со ссылкой на следующие обстоятельства. В период прохождения военной службы от Минобороны России ему по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из 3-х человек по установленным нормам было предоставлено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 34,3 кв.м. и жилой площадью 16,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО11 и его супругой - ФИО7 прекращен. По сведениям из Росреестра вышеуказанное жилое помещение было приватизировано в равных долях бывшей супругой административного истца - ФИО7 и сыном - ФИО8 (дата начала регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, ФИО11 не имеет права требовать повторного предоставления ему жилья от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ г., являясь военнослужащим, уже был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и отменить его;
- взыскать с Отделения за счет довольствующего финансового органа -федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО11 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по административному делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так суд без достаточных к тому оснований посчитал установленным, что он был обеспечен от Минобороны жилым помещением по установленным нормам и распорядился им. В действительности же он никогда не имел и не имеет в собственности никаких жилых помещений.
Суд необоснованно посчитал оспоренное им решение начальника Отделения в части содержания оснований снятия с жилищного учета соответствующим ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, в то время как в указанном решении указано на иные обстоятельства.
В продолжение жалобы административный истец, ссылаясь на положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 1, 3, 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила), п. 1, 3, 5 Инструкции о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 52 ЖК РФ, указывает, что до создания ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ЗРУЖО) все документы, необходимые для признания его нуждающимся в жилых помещениях были представлены им в Смоленскую КЭЧ и ДД.ММ.ГГГГ он был принят на жилищный учет. С созданием ЗРУЖО он с составом семьи 1 человек был внесен в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в "адрес". В Отделение он также неоднократно представлял все документы, предусмотренные п. 1 Инструкции.
Отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в адрес начальника Отделения заявление о перечислении ему жилищной субсидии, однако в ее выплате ему было необоснованно отказано. Эти обстоятельства были оставлены судом без внимания и не получили оценки.
Обращает внимание на то, что в нарушение положений ст. 18, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 14 Правил, ч. 1, 2 ст. 56 ЖК РФ, п. 10 Инструкции, ни обжалуемое решение начальника Отделения, ни возражения на административное исковое заявление, не содержат ни одного законного основания для снятия его с жилищного учета, из чего следует, что таковых у начальника Отделения не имеется.
Со ссылкой на разъяснения, данные в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36, отмечает, что обжалуемое решение должностного лица подлежало однозначной отмене, поскольку в нем не приведено основание его принятия, а подпункт "д" п. 10 Правил, ссылка на который содержится в названом решении, к нему неприменим, поскольку он не уволен с военной службы и не подлежит увольнению.
Акцентирует внимание на том, что суд без достаточных оснований посчитал его обеспеченным жильем от Минобороны России, указав на наличие копии ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ N N однако ни такой ордер, ни его копия судом не исследовались и в материалах дела их не имеется.
Отмечает, что суд рассмотрел дело без истребованной из Управления Росреестра по "адрес" информации по жилому помещению, находящемуся по адресу: "адрес". Вместе с тем ранее из указанного органа в адрес начальника Отделения поступала информация о том, что к названной квартире он отношения не имеет. Из Жилищного же управления "адрес" пришел ответ о том, что ему данное жилье не предоставлялось, договор найма на указанную квартиру не заключался, согласие на распоряжение этой квартирой не заявлялось, а собственником указанной квартиры до ее отчуждения (продажи) в пользу третьего лица являлась ФИО7
Полагает, что представленная в суд копия корешка к вышеупомянутому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ N является недопустимым доказательством, поскольку поступила из частной компании - ООО "ЖЭУ-18", а содержащиеся в ней сведения о размере жилой площади помещения отличаются от данных, указанных в лицевом счете.
Обращает внимание на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что корешок ордера не свидетельствует о получении им квартиры и распоряжении ею. Что же касается изменения договора социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", то оно могло произойти только по заявлению ФИО7, поскольку сам он таких заявлений не писал, из чего следует, что наниматель квартиры именно она.
Отмечает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что в ДД.ММ.ГГГГ г. (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) он был зарегистрирован в "адрес", что подтверждается представленной в отделение справкой от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела.
Полагает, что судом проигнорированы положения п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8.
Со ссылкой на положения п. 14, 15 Инструкции, ст. 15.1 Закона, обращает внимание на то, что с учетом дополнительной площади (как преподавателю), он имеет право на получение жилого помещения общей площадью от 51 до 61 кв.м. Таким образом, даже в том случае, если бы в ДД.ММ.ГГГГ г. жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 34,3 кв.м. и жилой площадью 16,9 кв.м. предоставлялось ему, он все равно не был бы обеспечен жильем как по нормам, действовавшим в ДД.ММ.ГГГГ г., так и по нормам, действующим в настоящее время. Однако суд не дал оценки этим обстоятельствам, как не дал оценки и тому факту, что ранее извещениями Отделения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ему распределялись жилые помещения, от получения которых он отказывался ввиду нахождения их не по избранному постоянному месту жительства.
В заключение жалобы делает вывод о том, что в силу положений п. 1 ст. 15 Закона он подлежит обеспечению жилым помещением, а законных оснований для снятия его с жилищного учета не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона, обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 17 Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 27 Постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от государства, поставлена под условие обязательной его сдачи военнослужащим и членами его семьи.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от государства жилым помещением или не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
На основании п. 2, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма и в случае неправомерных действий должностных лиц органа осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, ФИО11 от военного ведомства по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ N на состав семьи два человека (он и супруга) было предоставлено по установленным нормам жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 34,3 кв.м. и жилой площадью 16,9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и его супруга были постоянно зарегистрированы в названной квартире по месту жительства, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 снялся с регистрационного по адресу указанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО11 и его супругой - ФИО7 прекращен. В ДД.ММ.ГГГГ г. предоставленное ФИО11 жилое помещение было передано в собственность супруге административного истца и сыну (1994 г.р.) в порядке приватизации, которыми оно в последующем было продано. Таким образом, административный истец утратил возможность сдачи предоставленного ему жилого помещения квартирным органам.
Поскольку ФИО11, ранее обеспеченный по месту службы в "адрес" жилым помещением более учетной нормы, установленным порядком его не сдал и вплоть до снятия с регистрационного учета по его адресу в соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ имел право пользования им, однако добровольно прекратил данное право, в результате чего не может его сдать в установленном порядке уполномоченным государством органам, то он не имеет права на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N права и законные интересы ФИО11 не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Довод автора жалобы о том, что жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес" ему не предоставлялось, опровергается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: талоном к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ N N, письмом начальника Жилищного управления Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N, архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ N из постановления Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N из которых следует, что до выезда ФИО11 из вышеуказанной квартиры именно он являлся ее нанимателем.
Поскольку указанные доказательства согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга, сомнений в достоверности содержащихся в них сведений у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия также учитывает, что согласно апелляционной жалобе ФИО11, в настоящее время увольняемым он не является, а, следовательно, в силу положений ст. 15 Закона, правом на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства не имеет. Предоставленное же ФИО11 в N г. по месту службы жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", по своей площади превышало действующую в настоящее время в "адрес" учетную норму, установленную постановлением Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 10,5 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, в числе и с учетом сына административного истца - ФИО8, N г.р.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесенного судебного акта по существу, и каким-либо образом повлияли на его законность и обоснованность, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.