Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 мая 2017 г. по делу N 33а-579/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца и его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего военного комиссариата Нижегородского района Нижегородской области майора запаса ФИО1 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11, заключивший первый контракт после ДД.ММ.ГГГГ, проходил военную службу в военном комиссариате "адрес". Решением жилищной комиссии военного комиссариата "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ Решением жилищного органа ФИО11 был включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, в котором состоял с с составом семьи 4 человека (он, супруга - ФИО6, дочь - ФИО7 и сын - ФИО8 ( ДД.ММ.ГГГГ г.р.) с избранным местом жительства - "адрес". Директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая ФИО11 воинская должность сокращена. Приказом Командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11, имевший выслугу более 15 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Поводом к принятию названного решения послужили следующие обстоятельства. В то время как ФИО11 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства был постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", его супруга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", общей площадью 68 кв.м., в котором на нее приходилось 13,6 кв.м., что более учетной нормы, установленной в "адрес". Таким образом, применительно к жилищным правоотношениям на дату увольнения ФИО11 с военной службы его супруга не являлась членом его семьи, в связи с чем не могла претендовать на обеспечение квартирой (жилищной субсидией) в качестве члена его семьи.
Кроме того, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а его дочь ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были постоянно зарегистрированы в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес"., общей площадью 58,9 кв.м., 1/3 которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежала ФИО11 на праве собственности. ФИО11 и ФИО7 на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях ( ДД.ММ.ГГГГ) имели право пользования указанным жилым помещением, в котором на каждого из зарегистрированных в нем лиц приходилось по 14,72 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО7 снялись с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Добровольно прекратив пользование названным жилым помещением ФИО11 ухудшил свои жилищные условия, что в силу ст. 53 ЖК РФ препятствовало принятию его на учет нуждающихся в жилых помещениях вплоть до ДД.ММ.ГГГГ Учитывая же, что на указанную дату ФИО11 утратил статус военнослужащего, он не вправе претендовать на жилищное обеспечение за счет средств Минобороны России.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив вышеуказанное решение, просил обязать начальника ЗРУЖО отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и обеспечить его и членов его семьи жилым помещением или выделить денежные средства на его приобретение.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО11 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что основания, по которым он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, действующим законодательством не предусмотрены, а в ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для снятия с жилищного учета, не имеется такого основания для снятия с учета, как "выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет".
Отмечает, что по прибытии в ДД.ММ.ГГГГ г. к месту службы в "адрес" он изъявил желание зарегистрироваться по месту прохождения военной службы, однако разрешение на регистрацию его и его дочери по месту службы в "адрес" было им получено только в ДД.ММ.ГГГГ "адрес" этом приказом Командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N он уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади. Однако данные обстоятельства судом не исследованы и не приняты во внимание.
Обращает внимание на то, что регистрация его и его дочери по месту службы носила вынужденный характер, поскольку по месту службы служебное жилье ему не предоставлялось.
Акцентирует внимание на том, что связь между изданием директивы о проведении организационно-штатных мероприятий перед его увольнением с военной службы и совершением им действий, в результате которых он мог быть принят на жилищный учет, отсутствует, поскольку дарение им 1/3 доли в принадлежащем ему жилом помещении матери и снятие его и дочери с регистрационного учета из указанного жилого помещения были произведены не в целях принятия на жилищный учет, а ввиду непроживания их в названном жилом помещении, а также во исполнение требований действующего законодательства, поскольку прибытие к новому месту военной службы подразумевает изменение места жительства, а, следовательно, и регистрацию по месту жительства. Более того, с упомянутой выше директивой он был ознакомлен после получения разрешения на регистрацию по месту прохождения службы.
Отмечает, что если бы на момент увольнения ему стало известно о том, что у него отсутствует право на постоянное жилье, он не дал бы своего согласия на увольнение с военной службы, а продолжил бы ее в Вооруженных Силах РФ.
Обращает внимание на то, что вывод суда о том, что утрата им статуса военнослужащего не препятствует признанию его нуждающимся в жилых помещениях органами местного самоуправления, является несостоятельным, поскольку он и его семья не имеет статуса малоимущих.
В продолжение жалобы указывает, что регистрация граждан по месту жительства не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных действующим законодательством.
Поясняет, что с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время он не проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес". Его дочь не вселялась в указанное жилое помещение, а ее регистрация в нем была обусловлена необходимостью получения медицинского обслуживания и устройства в образовательное учреждение.
Ссылаясь на положения ст. 31 ЖК РФ, отмечает, что отнесение его и его дочери к членам семьи собственников жилого помещения с сохранением права пользования этим жилым помещением является некорректным, поскольку он прекратил совместное проживание и ведение совместного хозяйства и бюджета с родителями с ДД.ММ.ГГГГ "адрес" образом, на момент увольнения с военной службы он был зарегистрирован в "адрес", где и проходил военную службу, а уровень его обеспеченности жилыми помещениями был менее учетной нормы, в связи с чем он имеет право находиться на жилищном учете, а оспоренное им решение жилищного органа является незаконным.
Полагает, что выезд его и члена его семьи из жилого помещения и снятие с регистрационного учета по его адресу, а также их последующую регистрацию по месту его службы в 2009 г. следует рассматривать как прибытие к новому месту службы.
В заключение жалобы указывает, что обоснованность предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма уже являлась предметом судебного контроля с исследованием документов, послуживших основанием принятия его на жилищный учет, что подтверждается вступившим в законную силу решением Нижегородского гарнизонного военного суд от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим обязательному исполнению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В соответствии с постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16 марта 2005 г. N 14, на территории города Нижнего Новгорода учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, равно как и положений ч. 1 ст. 69 и ч. 6 ст. 100 ЖК РФ следует, что применительно к жилищным правоотношениям, определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии семейных отношений является факт совместного проживания субъектов этих правоотношений на постоянной основе.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, на момент принятия ФИО11 на учет нуждающихся в жилых помещениях, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он был постоянно зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", общей площадью 58,9 кв.м., и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником 1/3 указанного жилого помещения. В названном жилом помещении были зарегистрированы 4 человека ( ФИО11, его родители и дочь) Таким образом, ФИО11 был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, а, следовательно, не мог быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Подарив же в ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежавшую ему долю в названном жилом помещении своей матери и снявшись вместе с дочерью с регистрационного учета из него, ФИО11 совершил действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, в связи с чем не мог быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ранее истечения пятилетнего срока со дня совершения указанных действий. Однако на момент истечения указанного срока ФИО11 не мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения от военного ведомства, поскольку утратил статус военнослужащего.
Из изложенного следует, что на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО11 был принят неправомерно, что и явилось являлось основанием для снятия его с указанного учета.
Что же касается членов семьи ФИО11, то их право, как членов семьи военнослужащего, на получение жилого помещения, является производным от этого же права административного истца и не может существовать самостоятельно.
Более того, согласно материалам дела супруга административного истца в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", то есть по адресу, отличному от адреса регистрации административного истца, в связи с чем, применительно к жилищным правоотношениям, не являлась членом его семьи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N права и законные интересы ФИО11 не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Довод административного истца о том, что снятие его в ДД.ММ.ГГГГ г. с регистрационного учета в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес" регистрация по месту службы в "адрес" носили вынужденный характер, во внимание принят быть не может, поскольку основным юридически значимым обстоятельством для настоящего дела является не упомянутое выше снятие ФИО11 с регистрационного учета, а отчуждение им принадлежавшей ему доли в названном жилом помещении.
Ссылка ФИО11 на решение Нижегородского гарнизонного военного суд от ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельной, поскольку это решение преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживаются административный истец в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.