Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 мая 2017 г. по делу N 33а-616/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 и ее представителя адвоката ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходившая военную службу с 1993 по 2000 год и с 2002 по 2016 год и состоявшая на учете нуждающихся в жилых помещениях с 7 мая 2013 г., уволена с военной службы в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 58-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, и исключена из списков личного состава воинской части в сентябре 2016 года.
Решением ДЖО от 25 февраля 2016 г. N ФИО1 снята с жилищного учета в связи с предоставлением жилищной субсидии в размере 2 822 127 руб.
Решением этого же жилищного органа от 25 июля 2016 г. N ФИО1 отказано в предоставлении жилищной субсидии, и она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В обоснование отказа заместитель руководителя ДЖО указал на то, что ФИО1 от Министерства обороны Российской Федерации была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания, расположенным в г. Ейске Краснодарского края (далее - жилое помещение в г. Ейске), общей площадью 36 кв.м, предоставленного на состав семьи 2 человека. В решении также указано, что принадлежащая ФИО1 доля в указанном жилом помещении отчуждена ею в 2006 году.
Посчитав, что этим нарушаются ее права, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать должностных лиц ДЖО поставить ее на жилищный учет и предоставить жилое помещение либо жилищную субсидию.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая принятое решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование этого, ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51 и 53 ЖК РФ, п. 1 и 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации и предоставлении им жилых помещений в собственность бесплатно, а также п. 6 п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждает, что она была обеспечена жильем не как военнослужащий, а как член семьи военнослужащего, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами.
Кроме того, с момента отчуждения принадлежащей ей доли в ранее предоставленном жилье истек предусмотренный законом пятилетний срок, что, по мнению автора апелляционной жалобы, также предоставляет ей право на обеспечение жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 13 и 14 ст. 15 указанного закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм Закона реализация права на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. При этом предоставление военнослужащему жилого помещения, равно как и жилищной субсидии, зависит не только от нуждаемости в жилье, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, полученные им ранее. Такая возможность может быть реализована лишь при условии сдачи этого жилого помещения.
Как установлено в суде первой инстанции, в 1996 году ФИО1, в то время носившей фамилию первого мужа - ФИО9 (далее - ФИО1), в составе семьи своего супруга от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи 2 человека было предоставлено жилое помещение в г. Ейске, общей площадью 36 кв.м., на которое 24 января 1997 г. был заключен договор найма, а впоследствии на основании договора передачи от 3 марта 1997 г. эта квартира была приобретена в собственность в равных долях, то есть по ? доле на каждого.
Следовательно, реальном выражении в собственности ФИО1 стало находиться 18 кв.м. общей площади жилья, в связи с чем она стала обеспеченной жилым помещением по установленным законодательством нормам.
При таких обстоятельствах обеспечения истца жильем не имеет правового значения в каком качестве ФИО1 было получено жилое помещение, как военнослужащим или как членом семьи военнослужащего, поскольку это право было реализовано за счет государства через ведомство, в котором административный истец и ее супруг проходили военную службу в тот момент, и перед которым ФИО1 поставила вопрос обеспечения ее жильем после своего увольнения по основаниям, предусмотренным тем же законодательством.
В мае 1997 года брак между административным истцом и Пековым был расторгнут, а в январе 2006 года указанное жилище было продано.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
По смыслу п. 32 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, для заключения договора социального найма должен быть предоставлен документ о сдаче жилого помещения.
В соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необходимо подать заявление с приложением к нему документов, названных в этом пункте.
В силу п. 17, 18 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, аналогичные обязанности по сдаче жилого помещения возлагаются и на граждан, избравших иной способ обеспечения жильем - путем получения жилищной субсидии.
Следовательно, законодательство предусматривает возможность обеспечения военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, жильем, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение при предоставлении ему другого жилого помещения, либо учесть его при принятии решений, как о постановке на жилищный учет, так и при обеспечении жильем.
Однако если военнослужащий не может сдать в установленном порядке предоставленное ему за счет средств федерального бюджета по установленным нормам жилое помещение, то без учета этого жилья он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет ведомства, в котором он проходит военную службу. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, а также относящихся к этой категории и уволенных с военной службы, законом не предусмотрено.
При этом Жилищный кодекс, Закон, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, не содержат норм, позволяющих лицам, обеспечиваемым жильем в виде жилищной субсидии или в порядке п. 14 ст. 15 Закона, не сдавать ранее полученные жилые помещения.
Как указано выше, жилищные права ФИО1 были реализованы путем предоставления квартиры в г. Ейске, в связи с чем обеспечение другим жильем могло быть обусловлено лишь установленным п. 13 и 14 ст. 15 Закона правом на обеспечение жилищной субсидией или жилыми помещениями после увольнения с военной службы и непосредственно связано со сдачей ранее предоставленного жилья.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о совершении ФИО1 действий, направленных на сдачу ранее предоставленного ей жилья. Напротив, вначале снявшись с регистрационного учета и выселившись из ранее предоставленной Министерством обороны Российской Федерации квартиры, предоставив бывшему супругу право распоряжения принадлежащей ей долей в собственности на это жилье, ФИО1 самостоятельно распорядилась своими жилищными правами в отношении квартиры, предоставленной ей, как члену семьи военнослужащего.
Вышеуказанные действия не могут быть признаны и намеренным ухудшением своих жилищных условий, в результате чего гражданин, как это предусмотрено ст. 53 ЖК РФ, п. 4 Инструкции и п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации и предоставлении им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по истечении пяти лет со дня совершения этих действий, поскольку по смыслу этих правовых норм к таким действиям не относится распоряжение предоставленным государством жильем и отсутствие возможности его учета при решении вопроса о последующем обеспечении жилым помещением.
Поскольку своими действиями ФИО1 лишила себя возможности сдать жилое помещение, законных оснований для предоставления ей жилищной субсидии и нахождения на жилищном учете не имеется.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.