Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Юровой О.В.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 20 февраля 2017 года, которым постановлено:
иск Михеева К.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний от 28 июня 2016 года об отказе в постановке Михеева К.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Михеева К.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с 17 февраля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Михеева К.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с 17 февраля 2014 года отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михеев К.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором просил признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выраженное в протоколе заседания комиссии ФСИН России от 28 июня 2016 года, обязать ФСИН России поставить истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи из 3 человек
с 17 февраля 2014 года, обязать УФСИН России по Республике Марий Эл поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 3 человек с 17 февраля 2014 года. В обоснование иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе. В 2014 году он обратился в УФСИН России по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата). Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от 28 июня 2016 года (выписка из протокола "N") истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением им жилищных условий
в 2013 году, а также в связи с непредставлением им обязательных документов в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. Поскольку действий по намеренному ухудшению жилищных условий им не совершалось, а все необходимые документы истец представил, отказ комиссии ФСИН России является незаконным.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Михеева К.В. В жалобе приводит доводы, аналогичные положенным в основу отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В отзыве на апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку апелляционной жалобы ФСИН России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Марий Эл Кудрявцевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Михеева К.В., просившего решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Вопросы предоставления лицам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регламентированы статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В силу части 1 названной статьи Федерального закона право на единовременную социальную выплату имеет сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты согласно части 6 статьи 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Во исполнение статьи 4 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, которые лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты, обязано приложить к заявлению (рапорту) о предоставлении единовременной социальной выплаты:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 названных Правил). Из дела видно, что Михеев К.В. проходит службу
в уголовно-исполнительной системе, общая продолжительность его службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении по состоянию на 16 января 2014 года составляла 20 лет
05 месяцев 01 день. 17 февраля 2014 года Михеев К.В. подал рапорт на имя директора ФСИН России о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 3 человек (Михеев К.В., супруга Михеева Н.И., сын Михеев К.К.). Решением комиссии ФСИН России
от 28 июня 2016 года Михееву К.В. в соответствии с пунктом 5 Правил, а также в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Согласно выписке из протокола "N" заседания комиссии ФСИН России от 28 июня 2014 года Михееву К.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, и в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. При этом из указанной выписки следует, что Михеев К.В. не представил финансово-лицевой счет на квартиру по адресу: "адрес", а также не предоставил правоустанавливающие документы на квартиру по адресу: "адрес", в которой в период с 18 июня 2013 года по 24 сентября 2013 года был зарегистрирован по месту жительства его сын Михеев К.К. Кроме того, в данной выписке указано, что в учетном деле заявителя отсутствуют: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета за период проживания сына по указанному адресу, либо заменяющие их документы, а также документы, подтверждающие невозможность их получения.Какие конкретно действия квалифицированы комиссией в качестве повлекших ухудшение жилищных условий заявителя, и в чем заключалась намеренность таких действий применительно к правовому регулированию, закрепленному в части 8 статьи 4 Федерального закона, в данной выписке из протокола не указано.Из материалов дела видно, Михеев К.В. с 07 июля 1992 года по настоящее время зарегистрирован в квартире по адресу: "адрес", супруга
Михеева Н.И. зарегистрирована в квартире с 25 марта 2002 года по настоящее время, сын Михеев К.К. был зарегистрирован в квартире
с 25 марта 2002 года по 13 июня 2013 года, и с 24 сентября 2013 года по настоящее время. Квартира по адресу: "адрес", площадью 61,4 кв.м находится в долевой собственности матери заявителя ФИО1 и брата заявителя
ФИО2(по ? доли каждого). При этом в указанном жилом помещении собственники также зарегистрированы, в связи с чем на каждого из 5 проживающих в указанном жилом помещении приходилась площадь менее 15 квадратных метров.Жилых помещений в собственности либо занимаемых на условиях социального найма ни Михеев К.В. и его супруга Михеева Н.И., ни его сын Михеев К.К. не имеют.Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности одного из оснований для отказа Михееву К.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно отсутствии в представленном учетном деле финансово-лицевого счета на квартиру по адресу: "адрес", поскольку истцом взамен копии финансового лицевого счета с места его жительства представлены копии лицевых счетов, поквартирная карточка и выписка о начислении и оплате за
жилищно-коммунальные услуги за последние 5 лет, в которых отражены сведения о количестве лиц, проживающих в данном жилом помещении.Приняв во внимание указанное обстоятельство, суд также верно пришел к выводу о выполнении истцом обязанности по представлению предусмотренных подпунктом "з" пункта 5 Правил документов в отношении жилого помещения по адресу: "адрес". Установление в Правилах перечня документов, которые необходимо представить с рапортом (заявлением) для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, направлено на обеспечение исполнения комиссией ФСИН России своей обязанности по установлению оснований для постановки лица на соответствующий учет и отсутствия обстоятельств, препятствующих такой постановке (таких как, в частности, обеспеченность жилой площадью свыше установленной законом нормы).
В подпункте "з" пункта 5 Правил законодатель указал на необходимость представления копии финансового лицевого счета с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи, преследуя цель получения комиссией ФСИН сведений, которые, как правило, отражаются в таких документах. При этом законодатель в названном подпункте пункта 5 Правил указал на возможность представления документов, заменяющих указанные в нем. Представленной истцом выписки о начислениях и оплате за жилищно-коммунальные услуги по названному адресу было достаточно для установления тех обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение единовременной социальной выплаты (общая площадь жилого помещения, количество зарегистрированных лиц).
Кроме того, как обоснованно указал суд, форма и реквизиты финансового лицевого счета на жилое помещение законодательно не определены.
С 18 июня 2013 года по 24 сентября 2013 года сын истца Михеев К.К. был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", на основании договора найма квартиры от 12 июня 2013 года. Наймодателем квартиры являлась ФИО3 Основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты явилось то, что им не были представлены правоустанавливающие документы на указанную квартиру, а также выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета за период проживания сына в квартире, либо заменяющие их документы, или документы, подтверждающие невозможность их получения.
Из договора найма от 12 июня 2013 года, заключенного между ФИО3 и Михеевым К.К., видно, что ФИО3 сдает Михееву К.К. в аренду квартиру по адресу: "адрес", для проживания на время подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.
Из приказа ФСИН России от 06 марта 2013 года N 109 "Об объявлении набора и организации отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования федеральной службы исполнения наказаний в 2013 году", распоряжения ФСИН России от 06 мая 2013 года N 92-р "Об организации работы по отбору кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН России, проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа и порядке осуществления перемещения сотрудников уголовно-исполнительной системы на службу в другие территориальные органы ФСИН России", справки ФКОУ ВПО "Академия права и управления" ФСИН России от 13 сентября 2013 года, следует, что регистрация в квартире по адресу: "адрес", была необходима
Михееву К.К. для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение - ФКОУ ВПО "Академия права и управления" ФСИН России.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд первой инстанции верно пришел к выводу, что действия сына истца Михеева К.К. в 2013 году по снятию с регистрационного учета по адресу: "адрес", и последующей регистрации
24 сентября 2013 года в указанном жилом помещении, не могут расцениваться в качестве намеренных действий по ухудшению жилищных условий его семьи, поскольку до совершения названных действий с учетом площади жилого помещения по адресу: "адрес", приходящейся на каждого члена семьи (менее 15 кв.м на каждого), истец имел право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Действия сына истца Михеева К.К. по регистрации 18 июня 2013 года по месту проживания по адресу: "адрес",
"адрес", и дальнейшему снятию с учета по указанному адресу 24 сентября 2013 года, также не могли быть расценены как действия по ухудшению жилищных условий семьи истца, поскольку очевидно, что указанная регистрация была необходима Михееву К.К. для реализации своего права на поступление в высшее учебное заведение по выбранному профилю.
Исходя из указанного суд первой инстанции правильно признал решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Михеева К.В. с составом семьи из 3 человек на указанный учет с даты подачи рапорта - 17 февраля 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, положенную ответчиком в основу оспариваемого истцом отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и в основу возражений относительно заявленного Михеевым К.В. иска, они не опровергают выводов суда и поэтому не влекут его отмену.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи А.А.Ваулин
О.В.Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.