Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Марий Эл Кондратьева А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 ноября 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Титовой Н. А., "дата" года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес", " ... ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Сочина А.А. от 28 ноября 2016 года 12 N П-04-83/16 Титова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию с применением положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2017 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, протест заместителя прокурора Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 ноября 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Титовой Н.А. оставлены без изменения, протест заместителя прокурора Республики Марий Эл Кондратьева А.А. - без удовлетворения.
В протесте, поступившем в Верховный Суд Республики Марий Эл, заместитель прокурора Республики Марий Эл Кондратьев А.А. просит указанные выше постановление и судебные решения изменить, действия Титовой Н.А. переквалифицировать на часть 2 статьи 8.8. КоАП РФ. В обоснование доводов протеста указано, что при их вынесении были неправильно применены нормы материального права. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Сотрудниками Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл при проверке земельного участка, принадлежащего Титовой Н.А., оценка нарушению дана без учета положений Перечня признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 369 (далее Перечень). Часть 2 статьи 8.8 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и подлежит применению при конкуренции норм.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Титовой Н.А. направлено уведомление о поступлении протеста совместно с его копией и предоставлен срок для направления возражений - до 19 апреля 2017 года.
Согласно возражениям, поступившим в Верховный Суд Республики Марий Эл 10 апреля 2017 года, Титова Н.А. с постановлением Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл о привлечении ее к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, а также судебными решениями не согласна.
Проверив доводы протеста, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 14 апреля 2017 года, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из акта проверки от "дата" года, проведенной Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, Титова Н.А. имеет в собственности земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь участка " ... " кв.м, местоположение земельного участка: "адрес", в "адрес" части кадастрового квартала "N", кадастровый номер земельного участка "N". В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок не огорожен, межевых знаков не выявлено, строения, сооружения отсутствуют. Часть земельного участка, площадью " ... " кв.м сплошь заросла древесно-кустарниковой растительностью - березой, высотой от " ... " до " ... " м, остальная часть земельного участка заросла сорной растительностью (пырей, молочай, одуванчик поповник и другая сорная растительность) и начинает зарастать древесной растительностью (в основном березой повислой, высотой от " ... " до " ... " м). Весь земельный участок не используется в сельскохозяйственном производстве более трех лет, на земельном участке растут естественные многолетние травы, сорная растительность, агротехнические и агрохимические мероприятия на земельном участке не проводятся.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом о проведении плановой выездной проверки N "N" от "дата" года, актом проверки N "N" от "дата" года, протоколом осмотра территории N "N" от "дата" года, фототаблицей.
Данным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы протеста заместителя прокурора Республики Марий Эл Кондратьева А.А. о том, что в действиях Титовой Н.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статье 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу требований статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения") плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Согласно статье 8 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Перечисленные нормы действующего законодательства в сфере земельных отношений устанавливают обязанность пользователей сельскохозяйственных земель не только использовать их для сельскохозяйственного производства, но и не причинять вред земле как природному объекту и не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью, поскольку зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной травой и древесной растительностью приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что влечет нарушение плодородного слоя почвы и, как следствие, ухудшение качественного состояния земель.
Доводы жалобы о том, что сотрудниками Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл при проверке земельного участка, принадлежащего Титовой Н.А., оценка нарушению, с учетом положений Перечня не давалась, являются необоснованными, так как Титовой Н.А. вменяется не неиспользование земельного участка, а невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, предусмотренные статьями 13 и 42 ЗК РФ.
Таким образом, событие правонарушения правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Наказание Титовой Н.А. назначено с применением положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ для граждан.
Постановление о привлечении Титовой Н.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление и судебные решения сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 28 ноября 2016 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Титовой Н. А. оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Марий Эл Кондратьева А.А. - без удовлетворения.
Председатель
Верховного Суда
Республики Марий Эл А.С. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.