судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Жуковой Е.Г., Терехиной Л.В.,
при секретаре Рофель Ю.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе Козиной Т.Н. на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 15.03.2017 г., которым постановлено:
"Исковые требования Козиной Т.Н. оставить без удовлетворения".
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Козина Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области об обжаловании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области с заявлением о назначении ей льгот по оплате жилья, услуг по отоплению и освещению, как педагогическому работнику образовательного учреждения, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности на территории Пензенской области, имеющему стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Решением Управления социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ, ей в предоставлении муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отказано в связи с тем, что общий стаж работы педагогического работника выработан не в государственной и не в муниципальной образовательной организации. Просила признать решение Управления социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать за нею право на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения; обязать Управление социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области предоставить ей муниципальную услугу по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, с момента подачи искового заявления.
Лопатинский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Козина Т.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, при этом ссылаясь на доводы, положенные в основу искового заявления. Полагает, что педагогические работники государственных, муниципальных образовательных учреждений, вышедшие на пенсию, и педагогические работники, вышедшие на пенсию, негосударственных, немуниципальных образовательных учреждений должны иметь равные права, в том числе право на социальную поддержку в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Ущемление в правах одних граждан от других ставят их перед законом в неравное положение, что является недопустимым и противоречит положениям Конституции РФ. Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Козина Т.Н. просила об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении ее иска в полном объеме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области и третьего лица Министерства образования Пензенской области в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, проверив законность решения применительно к ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом первой инстанции и установлено, чтоКозина Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем ясли-сада колхоза " "данные изъяты"" в с.Р.Камешкир Камешкирского района Пензенской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем группы продленного дня "данные изъяты" школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем ясли - сада колхоза " "данные изъяты"", после реорганизации в 1999 году СПК " "данные изъяты"", в с.Старый Чирчим Камешкирского района Пензенской области.
С ДД.ММ.ГГГГ Козина Т.Н. является получателем пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области с заявлением о назначении ей льгот по оплате жилья, услуг по отоплению и освещению.
Решением Управления социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ Козиной Т.Н. отказано в предоставлении муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в связи с тем, что общий стаж работы педагогического работника выработан не в государственной и не в муниципальной образовательной организации.
Отказывая Козиной Т.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что общий стаж работы Козиной Т.Н. как педагогического работника выработан не в государственной образовательной организации Пензенской области, и не в муниципальной образовательной организации, что не дает ей право на получение соответствующих мер социальной поддержки; при этом Козина Т.Н. на дату назначения пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ, как педагогический работник, получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не являлась.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
В силу п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 01 января 2003 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона N 439-ФЗ).
Статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ утратила силу с 1 сентября 2013 года на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
Во исполнение ст. 55 Закона РФ "Об образовании" принят Закон Пензенской области от 28.02.2011 г. N 2034-ЗПО "О мерах социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений Пензенской области и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", согласно которого в Пензенской области с 11 января 2011 года компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет.
Законом Пензенской области от 18.10.2013 N 2459-ЗПО приведенная норма Закона Пензенской области от 28.02.2011 г. N 2034-ЗПО была изложена в новой редакции, согласно которой компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Пензенской области или муниципальных образовательных организаций, вышедшие на пенсию и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), если общий стаж их работы в государственных образовательных организациях Пензенской области или муниципальных образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет, то есть только определенной категории педагогов-пенсионеров - занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных организациях Пензенской области или муниципальных образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школN (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).
В соответствии с п. 23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1982 года N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" действие постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 и подпункта "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими соответствующий стаж работы в сельских образовательных учреждениях сохраняется при условии, что на момент перехода на пенсию (либо приобретения права на пенсию по старости, инвалидности или за выслугу лет) они пользовались этими льготами.
Из материалов дела следует, что на дату назначения истице пенсии по старости она, как педагогический работник, получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не являлась, и на соответствующем учете не состояла, впервые обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Камешкирского района Пензенской области с заявлением о назначении ей льгот по оплате жилья, услуг по отоплению и освещению 02.12.2016 г., то есть в период действия Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Козиной Т.Н. в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 15.03.2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Козиной Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.