судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Жуковой Е.Г., Терехиной Л.В.,
при секретаре Рофель Ю.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области на решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 16.03.2017 г., которым постановлено:
"Исковые требования Долговой Е.В. удовлетворить.
Признать постановление администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Долговой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом до договору социального найма незаконным и отменить.
Признать за Долговой Е.В. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать администрацию р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма."
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Долгова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области. В обоснование требований указала, что является инвалидом с детства с тяжелой формой заболевания, включенного в п.3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2006 г. N 378. Своего жилья истица не имеет и никогда не имела, проживает в настоящее время с матерью Д.Т.И. по договору о временном проживании в комнате N общежития "данные изъяты". Постановлением главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение жилья на общих основаниях. После многочисленных жалоб и обращений в различные инстанции администрация р.п.Шемышейка вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ее должны были включить в список лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени очередь не продвинулась ни на одного человека. Считает, что непредставление ответчиком ей жилого помещения в течение длительного времени нарушает ее жилищные права как инвалида, договор о проживании в общежитии заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ Просила обязать администрацию р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истица заявила дополнительные требования, с учетом уточнений просила признать незаконным постановление главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Шемышейский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области просил решение отменить как незаконное и необоснованное, новым решением в иске Долговой Е.В. отказать. В обоснование ссылался на то, что суд не учел, что право истицы на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания ее малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. В силу п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ истица утратила основания для получения жилого помещения по договору социального найма в связи с изменением имущественного положения ее семьи, которая перестала быть малоимущей: доход ее семьи превышает установленную решением Комитета местного самоуправления р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области от 02.05.2006 г. N 143-20/4 и Постановлением Правительства Пензенской области от 17.02.2017 г. N 81-пП величину прожиточного минимума за 4 квартал 2016 г.
В письменных возражениях представитель Долговой Е.В. по доверенности Вяхирев А.Н. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ семья Долговой Е.В., проживающая по адресу: "адрес", с составом семьи 2 человека ( она и ее мать Д.Т.И.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение жилья на общих основаниях (л.д.48).
Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ "Шемышейская РБ" N от ДД.ММ.ГГГГ Долгова Е.В. страдает тяжелой формой заболевания "данные изъяты", включённого в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное просиживание граждан в одной квартире, утв.Постановлением Правительства РФ от 16.07.2006 г. N 378 (л.д.49).
Долгова Е.В. является инвалидом 2 группы с детства, акт освидетельствования в ФГУ МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно (л.д.38)
Постановлением главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением врачебной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ Долгова Е.В. была включена в список первоочередников на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с тяжелым заболеванием, состав семьи два человека (она и мать Д.Т.И.) (л.д.50).
Постановлением главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ Долгова Е.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом до договору социального найма, так как семья поставлена на учет после ДД.ММ.ГГГГ и не является малоимущей.(л.д.57).
Истица Долгова Е.В. в собственности жилья не имеет; временно, по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ, проживает в комнате N студенческого общежития "адрес" в р.п.Шемышейка. (л.д.43,9).
Удовлетворяя исковые требования Долговой Е.В. о признании незаконным и отмене постановления главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ и признании за ней права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что оснований для снятия Долговой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении у главы администрации р.п.Шемышейка не имелось.
Учитывая, что истец Долгова Е.В. страдает тяжелой формой хронического и затяжного психического расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при котором совместное проживание с ней граждан невозможно, что подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУЗ "Шемышейская РБ" N от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции удовлетворил и ее исковые требования об обязании администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Между тем, судебная коллегия считает, что указанные выводы нельзя признать законными ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке;
при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2);
жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст.52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17).
До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (ч.3).
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 2 Закона Пензенской области от 22.11.2005 г. N 948-ЗПО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области" уполномоченный орган признает граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону.
Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительным органом соответственного муниципального образования.
Решением Комитета местного самоуправления р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области от 02.05.2006 г. N 143-20/4 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, равный прожиточному минимуму, установленному в соответствии с законодательством Пензенской области в расчете на каждого члена семьи.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17.02.2017 г. N 81-пП установлена величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 4 квартал 2016 г. в сумме 8 398 руб.
Между тем, как следует из справок, выданных УПФР в Пензенском районе Пензенской области (межрайонное) Шемышейский район на имя Долговой Е.В. и Д.Т.И. (л.д.51-53,54), их среднемесячный доход за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих снятию семьи Долговой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом до договору социального найма, превышает установленную Постановлением Правительства Пензенской области от 17.02.2017 г. N 81-пП величину прожиточного минимума за 4 квартал 2016 г.
При указанных обстоятельствах у ответчика имелись основания для снятия Долговой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом до договору социального найма, в связи с чем постановление главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Наличие же у истицы заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Право истицы на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции при принятии решения допустил нарушение норм материального права, что в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ влечет отмену решения.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Долговой Е.В. в иске к администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма
Руководствуясь ст.ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 16.03.2017 г. отменить, вынести новое решение, которым исковые требования Долговой Е.В. к администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации р.п.Шемышейка N от ДД.ММ.ГГГГ, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма - отказать.
Апелляционную жалобу администрации р.п.Шемышейка Шемышейского района Пензенской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.