Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усова А.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Усов А.М. обратился в суд с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящихся в аренде земельных участков, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 203923 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N общей площадью 289 720 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного производства, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований сослался на то, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает его права, поскольку по условиям договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N размер арендной платы за земельные участки определяется, исходя из величины кадастровой стоимости.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере равной его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб. по состоянию на 23 сентября 2013 г., а земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. по состоянию на 21 февраля 2014 г.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой представитель административного истца - ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - ФИО3 заявленные требования (с учетом уточнений) поддержал.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение заявленных требований с учетом их уточнения оставили на усмотрение суда.
Административный истец Усов А.М., представители заинтересованных лиц - Правительства Пензенской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Усов А.М. является арендатором земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: "адрес", а именно:
- земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 203923 кв. м, на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-22);
- земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 289 720 кв. м., на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-30).
Как следует из расчета арендной платы по указанным договорам аренды, величина арендной платы рассчитывается из кадастровой стоимости земельных участков с применением ставки земельного налога и коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора (л.д. 21, 29).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, поскольку результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права как арендатора земельных участков.
Из материалов дела следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, на основании актов определения кадастровой стоимости от 23 сентября 2013 г. и 21 февраля 2014 г. установлена их кадастровая стоимость в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. соответственно (л.д. 166, 167).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N является 23 сентября 2013 г., с кадастровым номером N - 21 февраля 2014 г. (л.д. 9, 10).
На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N - является 23 сентября 2013 г. и 21 февраля 2014 г. соответственно.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчёты об оценке от 07 февраля 2017 г. N, N, подготовленные оценщиком ООО "Центр независимой экспертизы" - ФИО6, согласно которым рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. по состоянию на 23 сентября 2013 г., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. по состоянию на 21 февраля 2014 г., а также положительные экспертные заключения НП СРО "Экспертный совет" от 13 февраля 2017 г. N, N, (л.д. 31-66, 67-77, 79-114, 115-125).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 сентября 2013 г., с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г., проведение которой поручено экспертам-оценщикам АНО "Институт судебных экспертиз" (л.д. 206-207).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 28 апреля 2017 г. N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 сентября 2013 г. составляет - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г. - "данные изъяты" руб. (л.д. 231-300).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Представитель административного истца Усова А.М. по доверенности - ФИО3 выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнила требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. (л.д. 306).
Административный ответчик, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость спорных земельных участков надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта N, т.е. с кадастровым номером N по состоянию на 23 сентября 2013 г. в размере - "данные изъяты" руб., с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г. - "данные изъяты" руб.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Усов А.М. обратился в суд 28 февраля 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Доводы представителя заинтересованного лица - Правительства Пензенской области, приведенные в письменном отзыве на административный иск о том, что кадастровая стоимость земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Довод заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных Усовым А.М. требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, прямо предусмотрена законом.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Усова А.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: "адрес", в равном их рыночной стоимости размере, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 203923 кв. м, по состоянию на 23 сентября 2013 г. - "данные изъяты" рублей;
- с кадастровым номером N общей площадью 289 720 кв. м, по состоянию на 21 февраля 2014 г. - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи Усовым А.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 28 февраля 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2017 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.