Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу защитника Сарапуловой А.И. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю N от 08 сентября 2016 г. и решение судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 09 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Дальлеспром лидер", расположенного по "адрес",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 (далее - должностное лицо) от 08 сентября 2016 г. N юридическое лицо ООО "Дальлеспром лидер" (далее - Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д.22-24).
Общество признано виновным в том, что в нарушение ч.2 ст.11, ст.19 Федераль-ного закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.1 ст.34, ч.1,2 ст.39, ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.3.1, 3.4, 3.7, 3.9, 4.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, по "адрес", несоблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами, а именно: на территории автотранспортного цеха ( "данные изъяты") - разбросаны отходы производства, контейнеры для сбора отходов размещены на грунте, не имеющем твердого водонепроницаемого покрытия и не защищены от атмосферных осадков, не имеют маркировки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями; на территории нижнего склада "данные изъяты") - отходы леса и металлолом хранятся на поверхности почвы (грунта) не имеющей твердого водонепроницаемого и химически стойкого покрытия и защиты от атмосферных осадков; возле ангара для стоянки и ремонта техники на грунте имеются многочисленные пятна разливов нефтепродуктов, грунт под ремонтной эстакадой загрязнен нефтепродуктами; на территории центрального склада: агрегаты автотракторной техники, имеющие протечки нефтепродуктов, хранятся на грунте, не имеющем твердого покрытия и защиты от атмосферных осадков.
Решением судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 09 января 2017г. постановление должностного лица оставлено без изменения (л.д.221-226).
Защитник Общества Сарапулова А.И. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и решение судьи районного суда отменить, а производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение ч.5 ст.4.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица административного органа ФИО2., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей первой инстанции выяснялись обстоятельства совершения Обществом правонарушения, исследовались материалы дела. В оспариваемом судебном акте приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о наличии в действиях виновного лица состава инкриминируемого правонарушения.
Факт совершения Обществом административного правонарушения установлен на основе имеющихся в материалах дела доказательствах, перечисленных в обжалуемом постановлении и судебном решении и получивших оценку суда первой инстанции в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения и виновность юридического лица не являются предметом настоящего обжалования.
Автор жалобы не согласен с обжалуемыми актами в части назначения наказания.
В силу ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела без внимания административного органа и судьи районного суда осталось следующее.
Из материалов дела усматривается, что инкриминируемое Обществу правонарушение выявлено 02 сентября 2016 г. в рамках проведения плановой выездной проверки Общества на основании приказа и.о. руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от 19 июля 2016 г. N (л.д.45-48), в ходе натурного осмотра территории и объектов, используемых юридическим лицом для осуществления хозяйственной деятельности, проведенного 23 августа 2016 г.
Проверка проведена государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю ФИО1 совместно с сотрудниками ФБУ ЦЛАТИ по ДФО ФИО4 и ФИО5 в присутствии представителя Общества ФИО6 (л.д.28).
По результатам проверки составлены: акт проверки N от 02 сентября 2016г. (л.д.28-33) с приложениями, акт обследования территории (акватории) N от 23 августа 2016 г. (л.д.36-38).
Указанные документы послужили основанием для вынесения должностными лицами административного органа, в отношении Общества, трех постановлений о назначении административного наказания:
- постановление государственного инспектора ФИО1 N от 08 сентября 2016 г. за правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ (дело N л.д.13-14).
- постановление государственного инспектора ФИО1 N от 08 сентября 2016 г. за правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ (л.д.3-5).
- постановление старшего государственного инспектора РФ ФИО2 N от 03 октября 2016 г. за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.42 КоАП РФ (дело N л.д.5-9).
Материалы дела свидетельствуют, что привлекаемое к ответственности лицо совершило деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.8.1, ст.8.2 и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
При этом правонарушения выявлены одними и теми же должностными лицами, в один период времени и в рамках единой проверки, зафиксированы общим актом проверки. Итоговые документы по результатам проверки единовременно поступили в административный орган - Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Постановления вынесены должностными лицами этого органа 08 сентября и 03 октября 2016 г.
Каждым постановлением административного органа Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размерах: 20 тысяч руб., 150 тысяч руб. и 200 тысяч руб. соответственно.
В силу ч.2 ст.4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При таких фактических и правовых обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для применения при назначении наказания положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, не соответствуют требованиям закона.
В указанной ситуации при совершении Обществом одного деяния, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.8.1, 8.2 и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, административному органу следовало вынести одно постановление о назначении административного наказания в порядке ч.2 ст.4.4 КоАП РФ за выявленные нарушения требований природоохранного законодательства, допущенные виновным лицом. Однако должностными лицами административного органа, в нарушение ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, вынесено три постановления.
Судьей районного суда, рассмотревшим жалобы на указанные постановления, нарушение закона, допущенное административным органом, устранено не было. Дело не было направлено должностному лицу для совместного рассмотрения с другими материалами и вынесения единого постановления.
Общество, совершив одним действием (бездействием) административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.8.1, ст.8.2 и ч.1 ст.8.41 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному органу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания за правонарушения в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Вынесение постановлений разными должностными лицами уполномоченного административного органа и в разные дни в данном случае для применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ правового значения не имеет.
Таким образом, существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных ст.24.1, 26.1 КоАП РФ не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа и постановлениями административного органа N от 08 сентября 2016 г. и N от 03 октября 2016 г., которые в законную силу не вступили, обжалуемое решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении, судье районного суда следует учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении в отношении Общества законное, мотивированное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу защитника Общества Сарапуловой А.И. удовлетворить частично.
решение судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 09 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Дальлеспром лидер" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Ульчский районный суд Хабаровского края для нового рассмотрения.
Судья
Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.