Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Романовой И.А., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2017 года гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения по апелляционной жалобе Управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
установила:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении. Согласно действующему законодательству ответчик обязан принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права его сотрудников и обучающихся несовершеннолетних детей на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в нем.
Определением суда от 6 февраля 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворены: на МБОУ средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней ответчик управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края просит решение суда в части удовлетворения иска к управлению образования администрации района отменить. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает вывод суда о возложении на управление образования администрации муниципального района обязанности по оснащению здания школы системой видеонаблюдения, противоречащим требованиям действующего законодательства, учитывая, что бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Суд не указал в решении, какие действия должны быть совершены каждым ответчиком для исполнения судебного акта. Кроме того, полагает, что требования прокурора подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку прокурор оспаривает бездействие ответчиков.
Ответчиком администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края на апелляционную жалобу представлен отзыв, в котором ответчик также считает решение суда подлежащим отмене.
Ответчики МБОУ средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, управление администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Лазареву Н.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на жалобу (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 6.1 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения муниципального района относится вопрос участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу Положения об управлении образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края N38-221 от 14.04.2015 г., управление образования входит в структуру администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, обеспечивает осуществление полномочий администрации района в сфере образования в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.п. 1.1, 1,2 Устава, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является деятельность по оказанию услуг в сфере общего образования. Учредителем МБОУ СОШ с.Иннокентьевка является Николаевский муниципальный район Хабаровского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществляет управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Из материалов дела следует, что МБОУ СОШ с.Иннокентьевка представляет собой кирпичное двухэтажное здание, 1985 года постройки, общей площадью 1 513 кв.м.; общая численность сотрудников по штатному расписанию - 33 человека, средняя посещаемость объекта в будние дни - 102 человека, максимальная - 108 человека; максимальная численность работающих в смену - 27 человек.
Согласно паспорту безопасности МБОУ СОШ с.Иннокентьевка, утвержденному 05.09.2014 года, школа расположена в 3,5 км. от транспортной магистрали Николаевск-на-Амуре - Маго. Охрана школы осуществляется силами работников школы (сторожа, вахтера), во время занятий дежурство осуществляется по графику дежурным администратором из числа педагогов. Помещение школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с системой оповещения людей о пожаре, имеется телефон.
В ходе проверки, проведенной Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой на предмет соблюдения требований федерального законодательства по антитеррористической защищенности МБОУ СОШ с.Иннокентьевка установлено, что здание данного образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Распоряжению Губернатора Хабаровского края от 6 мая 2016 г. N 223-р "О подготовке муниципальных образовательных организаций в хабаровском крае к новому 2016/2017 году" во исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году", в целях своевременной и качественной подготовки муниципальных образовательных организаций в Хабаровском крае к новому 2016/2017 учебному году рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов края принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, в том числе оснащению зданий видеонаблюдением.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ч.ч. 1, 7 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", положениями Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной приказом Президента РФ 05.10.2009 г., ч.13 ст. 30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 6.44 Свода Правил "Общественные сооружения и здания" СП 118.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегион России от 29.12.2011 г. N 635/10, п. 5 ч.1 ст. 9, п. 8 ч.1 ст. 41, п. 2 ч.3, п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 6.1 ч.1 ст. 15, п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением об управлении образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 14.04.2015 г. N38-221, Уставом МБОУ СОШ с.Иннокентьевка, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, при этом исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по финансированию профилактических мероприятий в области противодействия терроризму, одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.
Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств для организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, осуществляя функции в области финансово-экономической деятельности и материально-технического обеспечения образовательных учреждений в соответствии с п.п. 1.4, 1.6, 1.10, 3.6, 3.7, 3.9, 3.21, 3.64, 3.66 Положения об управлении образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств; заключает в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете, договоры и муниципальные контракты, в том числе, с исполнителями работ, услуг необходимых для выполнения задач, определенных настоящим Положением; обеспечивает комплекс мероприятий, направленных, в том числе на обеспечение безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
Выполнение возложенной на ответчиков обязанности направлено на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения.
Выводы суда судебная коллегия находит основанным на правильном применении норм материального права, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку требование о возложении на ответчиков, в том числе орган местного самоуправления, обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения направлено на выполнение нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения, и вопрос о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным прокурором не ставился, доводы жалобы ответчика о необходимости рассмотрения спора в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, являются несостоятельными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, и не опровергают выводов суда.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Иннокентьевка Николаевского муниципального района Хабаровского края, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: И.А. Романова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.