Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Романовой И.А., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Е. В. к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным распоряжения о снятии с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчика ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 02 марта 2017 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения Семенова Е.В., представителя истца Погребняка С.Н., представителя ответчика Ванягиной О.В., судебная коллегия
установила:
Семенов Е.В. обратился в суд с иском к ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным распоряжения о снятии с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ссылаясь на следующее:
истец проходит службу в органах внутренних дел с 01.08.1998, в настоящее время занимает должность начальника объединенного склада вооружения и материально-технического имущества ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю". С 2000 года по 05.09.2008 он проживал в г. Хабаровске на съемных квартирах. С 05.09.2008 истец проживал в общежитии по "адрес" (комната площадью 12.10 кв.м.), по договору найма N от 30.07.2008. Данное жилое помещение приватизировано истцом 08.05.2014г., в дальнейшем произведено его отчуждение.
ДД.ММ.ГГГГ он вступил в брак с ФИО1
В связи с отсутствием жилья, решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю от 30.10.2012 он принят на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В учетное дело включены сведения о супруге истца и несовершеннолетнем сыне ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Потребность истца в жилой площади определена как разница между нормой предоставления и общей площадью жилого помещения, расположенного по "адрес"
С 23.04.2015 по настоящее время истец с семьей проживает в жилом помещении по "адрес", принадлежащем на праве собственности матери супруги ФИО3. В данной квартире кроме истца, членов его семьи, ФИО3., проживает также сын собственника ФИО4.
Решением ответчика от 25.10.2016, истец с семьей в составе 3 человека, снят с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что в период нахождения на учете, истцом совершены действия по отчуждению жилых помещений общей площадью 28,575 кв.м., повлекшие ухудшение жилищных условий, чем самым созданы условия для получения единовременной выплаты в большем размере.
Данное решение является незаконным, так как в квартире родителей истца по "адрес", он проживал в несовершеннолетнем возрасте и два года после службы в армии. О том, что квартира приватизирована с его участием (1/4 доля - (16,875 кв.м.), когда он являлся несовершеннолетним, ему стало известно в ноябре 2015г., после того, как родители решили подарить квартиру сестре. 11.01.2016 г. зарегистрировано прекращение права собственности истца на данное жилое помещение. С этой даты собственником квартиры является его сестра ФИО5.
Отчуждение жилых помещений произведено в период нахождения его с членами семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не в период принятия на учет для получения единовременной выплаты. В связи с чем, им не нарушены условия постановки на учет и он имеет право на определение уровня обеспеченности с учетом суммарной площади всех жилых помещений. Оснований для снятия с учета не имеется.
Истец просил признать за ним и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным распоряжение ответчика от 25.10.2016 N 42-расп., утвердившее решение жилищно-бытовой комиссии о снятии его с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты; восстановить на учете на получение указанной единовременной выплаты составом семьи 3 человек, а также взыскать с ответчика возмещение расходов по уплате государственной пошлины и услуг представителя.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 02 марта 2017 года требования истца удовлетворены частично. Суд постановил:признать за Семеновым Е.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека; признать незаконным распоряжение ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" от 25.10.2016 N 42-расп., утвердившее решение жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Семенова Е.В. с семьей в составе 3 человек; обязать ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" восстановить Семенова Е.В. с семьей в составе 3 человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" в пользу Семенова Е.В. возмещение расходов: по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что Семенов Е.В., путем отчуждения имеющихся в его собственности жилых помещений, намеренно ухудшил свои жилищные условия, что на основании пп. б п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, является основанием для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, взысканное в пользу истца возмещение судебных расходов является чрезмерным, не соответствует принципу разумности и объему выполненной работы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Истец с представителем в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Семенов Е.В. проходит службу в органах внутренних дел с 01.08.1998. Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 02.02.2017 составил 20 лет 05 месяцев 16 дней.
За время службы в органах внутренних дел Семенову Е.В. единовременная социальная выплата не предоставлялась.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю от 26.10.2012 истец принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения.
В учетное дело включены члены семьи истца: супруга ФИО1 и его сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
На основании договора найма от 03.07.2008 г. истец проживал в жилом помещении, расположенном по "адрес", общей площадью 11,7 кв.м.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 08.05.2014 г., истец приобрел право собственности на указанное жилое помещение, а 15.04.2015г. произвел его отчуждение.
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 20.11.1992, истец 20.02.1977 года рождения, приобрел "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру "данные изъяты", общей площадью 67.5 кв.м.
11.01.2016 зарегистрировано прекращение права общей долевой собственности Семенова Е.В. на указанное жилое помещение.
Регистрация и прекращение прав истца на данные жилые помещения, отражены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С 23.04.2015 по настоящее время истец с семьей и проживает в жилом помещении по "адрес", общей площадью 45 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери супруги ФИО3. В данной квартире кроме истца, членов его семьи, ФИО3., проживает также сын собственника ФИО4.
Распоряжением ответчика от 25.10.2016 N 42-расп, утверждено решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" от 25.10.2016 N 30 о снятии Семенова Е.В. с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения ил строительства жилого помещения, в связи с тем, что в период с 15.04.2015 по 11.01.2016 истцом совершены действия по отчуждению жилых помещений общей площадью 28,575 кв.м. (11.7 + (67.5 кв.м. : 4), повлекшие ухудшение жилищных условий, чем самым созданы условия для получения им единовременной выплаты в большем размере.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 44 Федерального закона "О полиции", ст.ст. 4, 6, 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", п.п. 8, 9, 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, оценив установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, установив, что истец обоснованно поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения. Площадь имевшихся в собственности истца жилых помещений, не исключает потребность истца и членов его семьи в жилье, с учетом нормы предоставления 18 кв.м. В связи с чем, отчуждение в период нахождения на данном учете, принадлежавших истцу жилых помещений общей площадью 28,575 кв.м., не является основанием для снятия с учета, а влечет уменьшение размера, причитающейся истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о наличии основания для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отчуждением имевшихся в его собственности жилых помещений, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям:
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
В части 5 статьи 4 данного федерального закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 27 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определен порядок расчета размера единовременной социальной выплаты уполномоченным органом с приведением соответствующей формулы, которая в числе прочих параметров содержит такой, как сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Согласно пункту 29 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что при определении общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты площадь принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, подлежит зачету.
Учитывая, что единовременная социальная выплата является одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пункт 29 Правил должен применяться наряду с другими нормами, регулирующими порядок и условия предоставления указанной выплаты.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится в том числе отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Из указанных норм, включая пункт 29 Правил, в системной связи с положениями статьи 53 Жилищного кодекса РФ следует, что в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи, с учетом которых производится расчет единовременной социальной выплаты, в течение 5 лет до принятия соответствующей комиссией решения о постановке сотрудника на учет для получения выплаты и решения о предоставлении сотруднику данной выплаты, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе путем отчуждения жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи, площадь этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты подлежит зачету.
Как видно из материалов дела, на момент постановки истца на учет в 2012 имелись основания для получения единовременной социальной выплаты. С момента отчуждения истцом в 2015 и 2016 годах принадлежащих ему жилого помещения и доли в праве собственности на квартиру 5-летний срок не истек, нуждаемость истца в жилом помещении, с учетом нормы предоставления не исключена.
Таким образом, оспариваемое распоряжение о снятии истца с учета по указанному в нем основанию является незаконным, поскольку действия истца по отчуждению жилых помещений, повлекшие при указанных обстоятельствах ухудшение жилищных условий, являются основанием для зачета площади этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты.
Доводы ответчика о том, что отчуждение жилых помещений, произведено истцом с намерением получить единовременную выплату в большем размере, ничем не подтверждены.
Сведения об отчуждении жилых помещений представлены истцом в жилищную комиссию самостоятельно. Изложенная в ходе судебного разбирательства и в возражениях на апелляционную жалобу позиция истца, свидетельствует о его намерении получить единовременную социальную выплату с зачетом суммы площадей отчужденных жилых помещений.
Доводы представителя ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" в заседании суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для предоставления истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, также в связи с обеспеченностью жилой площадью по месту проживания в качестве члена семьи собственника квартиры, расположенной по "адрес", принадлежащей на праве собственности матери супруги ФИО3., фактически повторяют возражения ответчика в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, указанные обстоятельства не являлись основанием для снятия истца с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, не влияют на законность обжалуемого решения.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что при указанных обстоятельствах, не имеется оснований для излишнего расходования бюджетных средств на обеспечение истца жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер взысканного судом возмещения судебных расходов на оплату юридических услуг, не соответствует принципу разумности и объему выполненной работы, отклоняются судебной коллегией, как необоснованные.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре. Взыскание фактически понесенных судебных расходов не зависит от способа определения размера вознаграждения и условий его выплаты, однако размер расходов, подлежащих взысканию, должен определяться с учетом разумных пределов и фактически совершенных исполнителем действий.
Руководствуясь положениями ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, учитывая категорию возникшего спора, его сложность, объем правовой помощи, оказанной истцу, дав оценку доказательствам, подтверждающим стоимость работ, выполненных в целях защиты прав истца, и руководствуясь принципом разумности и справедливости, соотношением баланса интересов сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований частично, в размере 25 000 руб.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, поскольку он основан на правильном применении норм процессуального права, сделан с учетом конкретных обстоятельств данного дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и по существу сводятся лишь к несогласию с ними.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 02 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Семенова Е. В. к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным распоряжения о снятии с учета очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий О.М. Шилова
Судьи И.А. Романова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.