Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Лукьянченко Р.В., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре Лыткиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2017 года гражданское дело по иску Вагиной О. А. к администрации города Хабаровска о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности по согласованию предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по апелляционной жалобе ответчика администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 1 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., представителя ответчика администрации города Хабаровска Гамаюновой Ю.С., представителя истца Вагиной О.А. - Албузовой Э.С., судебная коллегия
установила:
Вагина (до брака Филиппова) О.А. обратилась в суд с иском к администрации города Хабаровска о признании незаконным решения от 24 октября 2016 года N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по "адрес" для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности согласовать предоставление данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в установленный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с законом Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" была поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для осуществления индивидуального жилищного строительства на территории Хабаровского района, с. Ракитное. Впоследствии выразила желание на предоставление земельного участка в городе Хабаровске, в связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 18.08.2016 г. N 1409 были внесены изменения в единый реестр граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно на территории Хабаровского края. После этого она обратилась в департамент архитекторы, строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако, решением от 24 октября 2016 года N органа местного самоуправления ей было отказано с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок обременен существующими инженерными сетями и их охранными зонами. Полагает данный отказ незаконным, нарушающим ее права. Согласно положениям п. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 г. N104, п. 4 ст. 39.16, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, Постановлении Правительства РФ от 03.12.2014 г. N1300, нахождение на земельном участке сооружений канализации и водоотведения не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием и не может являться самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 1 февраля 2017 года исковые требования Вагиной О.А. удовлетворены: признано незаконным решение департамента архитекторы, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 24 октября 2016 года N об отказе в предварительном согласовании земельного участка.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Хабаровска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что наличие сетей инженерно-технического обеспечения создает препятствия для строительства объектов на испрашиваемом земельном участке, и у администрации не имелось правовых оснований для согласования предоставления спорного земельного участка.
Вагиной О.А. на апелляционную жалобу представлены возражения, в которых истец просит решение суда оставить без изменения, указывая на то, что имеющиеся ограничения в использовании спорного земельного участка не могут являться основанием для отказа в его предоставлении.
Истец Вагина О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика - Гамаюнову Ю.С. просившую отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, представителя истца Вагиной О.А. - Албузову Э.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на жалобу (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Вагина О.А. состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для осуществления индивидуального жилищного строительства на территории города Хабаровска на основании Распоряжения Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 18.08.2016 г. N.
11.10.2016 г. Вагина О.А. обратилась с заявлением в администрацию города Хабаровска о предварительном согласовании предоставления земельного участка по пер. Казачьему в г.Хабаровске.
Решением Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 24.10.2016 г., истцу отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка на основании п. 8 ст. 39.15, п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ ввиду того, что земельный участок обременен существующими инженерными сетями и их охранными зонами, что создает препятствия для его использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" N211 (ред. от 21.04.2015 г.).
Удовлетворяя исковые требования Вагиной О.А. к администрации города Хабаровска о признании незаконным решения от 24 октября 2016 года N об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, суд, руководствуясь положениями п. 8 ст. 39.15, п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости и ответчиком не доказано наличие предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В пп.2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ указаны основания при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Одно из таких оснований - земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ указано, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 03.12.2014 г. N1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К указанным видам объектов относятся в том числе: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения.
В соответствии с пдп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие охранной зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 1 "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 г. N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть.
Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 утверждены организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, в соответствии с п. 33 которых, в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В соответствии с абз. 3 п. 6 вышеуказанных "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников.
Согласно СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, для обычных условий эксплуатации канализационных сетей предусматривается охранная зона 5 м в каждую сторону от края боковой стенки трубы. В пределах охранной зоны запрещается производить любые виды работ, возводить здания и сооружения как постоянного, так и временного характера, производить посадку деревьев и кустарников на расстоянии менее 3 м от стенок трубопровода.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым, в частности, относятся охранные зоны (части 2, 4, 5 статьи 30, часть 3 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно схеме границ испрашиваемого земельного участка на карте градостроительного зонирования, являющейся частью Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N211, практически по всей площади земельного участка проходят теплосети и сети канализации с соответствующими охранными зонами, при этом в границах сетей невозможно проектирование и строительство капитальных сооружений.
По смыслу вышеприведенных норм закона, исключительным случаем, когда не может быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором размещены вышеуказанные объекты (сети теплотрассы, сети канализации, принадлежащие третьим лицам) является, когда эти объекты не препятствуют использованию этого участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих объектов.
В данном случае, истец не является собственником расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов. Расположение на площади боле 4/5 части земельного участка, включая середину, тепловых сетей и сетей канализации, принимая во внимание конфигурацию земельного участка, его размеры - влечет существенное ограничение и невозможность использования земельного участка по его прямому назначению - индивидуальное жилищное строительство. Из материалов дела не следует, что при установленных обстоятельствах имеется техническая возможность использования данного земельного участка под индивидуальное строительство.
Установив, что по всей площади спорного земельного участка проходят сети канализации, теплосети с соответствующими охранными зонами, в границах которых проектирование и строительство капитальных сооружений невозможно, орган местного самоуправления обоснованно отказал истцу в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
Доводы истца, изложенные в возражениях на жалобу, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Вагиной О.А..
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 1 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Вагиной О. А. к администрации города Хабаровска о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности по согласованию предоставления земельного участка отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Вагиной О. А. к администрации города Хабаровска о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности по согласованию предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.
Апелляционную жалобу ответчика администрации города Хабаровска удовлетворить.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: Р.В. Лукьянченко
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.