Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Тарасовой А.А., Дорожко С.И.,
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Биробиджанского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ООО "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровли жилых домов,
с апелляционной жалобой ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ФГКУ "ДТУИО" МО РФ - Ли В.А., представителя Министерства обороны РФ - Горбачевой А.А., представителя ООО "ГУЖФ" - Полинякина А.Е., военного прокурора - Курганского Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Биробиджанского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и просил обязать ответчиков в четырехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт кровли жилых домов NN 5 и 7, расположенных по ул. Юбилейной с. Бабстово.
В обоснование иска указал, что проведена проверка исполнения Министерством обороны Российской Федерации требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. Установлено, что многоквартирные панельные жилые дома N 5 и N 7 расположенные по адресу: ЕАО, Ленинский район, закрытый военный городок N 1 с. Бабстово, ул. Юбилейная, являются федеральной собственностью и на праве оперативного управления были закреплены за ФГУ "Ленинская КЭЧ района". На основании приказа МО РФ от 17.12.2010 N 1871 ФГУ "Ленинская КЭЧ района" реорганизована путем присоединения к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, назначенному правопреемником, уполномоченным осуществлять оперативное управление. Согласно технической документации указанных домов, с момента ввода их в эксплуатацию в 1980 и 1988 г.г., соответственно, капитальный ремонт ни разу не проводился, в связи с чем, в ходе эксплуатации мягкая кровля пришла в полную негодность. Так, по результатам общего весеннего осмотра зданий (сооружений) в мае 2016 г. обособленным подразделением "Хабаровский" ООО "ГУЖФ" в жилых домах офицерского состава NN 5 и 7 в/г N 1 с. Бабстово Ленинского района ЕАО составлены акты осмотров, в которых указано, что 100 % кровли данных домов разрушено, требуется проведение капитального ремонта. Согласно акта осмотра N от 15.08.2016, проведенного начальником отдела контроля за жилищным фондом Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области, в нарушение требований п. 4.6.1.1 и 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 в мягкой кровле ДОС N 5 и ДОС N 7 имеются отслоения рубероида от основания, разрывы и пробоины, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя. Таким образом, в связи с несвоевременным проведением ремонта кровли указанных объектов создаются предпосылки для их разрушения и причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих и членов их семей, проживающих в указанных жилых домах, а также причинению вреда имуществу Минобороны России. Проверкой установлено, что дома офицерского состава NN 5 и 7 закрытого военного городка N 1 с. Бабстово предназначены исключительно для проживания военнослужащих и членов их семей на основании договоров служебного найма.
Определением суда от 10.01.2017 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "Главное управление жилищным фондом" (ООО "ГУЖФ").
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 16.02.2017 иск военного прокурора Биробиджанского гарнизона удовлетворен. На Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести капитальный ремонт кровли жилых домов NN 5 и 7 по ул. Юбилейной с. Бабстово, Ленинского района Еврейской автономной области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении иска Военного прокурора Биробиджанского гарнизона к ООО "ГУЖФ" - отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России" по доверенности Ли В.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска к Министерству обороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - отказать. Указывает на то, что между Министерством обороны РФ (Заказчик) и ООО "ГУЖФ" (Управляющая организация) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N (далее - Договор N). Согласно п. 2.1. Договора N цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к Договору), а Управляющая организация по заданию Заказчика в соответствии с приложениями к Договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда (п. 2.2. Договора N). Примерный перечень работ, производимых при текущем ремонте жилищного фонда, изложен в Приложении N 7 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", который включает в себя следующие виды работ: крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции (4). Следовательно, ремонт кровли является перечнем работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который обязана производить управляющая организация.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Биробиджанского гарнизона Черепанов Е.В. считает, что в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать. Указывает на то, что лицо, обладающее вещным правом на нежилые помещения в здании, обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего этого здания в целом. Специфика права оперативного управления представляет собой особую форму реализации публичным собственником правомочий и исполнения обязанностей, установленных в ст.ст. 209, 210 ГК РФ, через созданные им учреждения. Управление от имени собственника жилыми домами N 5 и N 7 по ул. Юбилейной, с. Бабстово ЕАО, находящимися в федеральной собственности, осуществляет именно ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений", которое обязано нести расходы на их содержание и ремонт. Доводы жалобы о том, что ремонт кровли является текущим ремонтом, который обязана производить управляющая организация, являются необоснованными. К текущему ремонту относится устранение протечек мягкой кровли в результате ее частичного повреждения, в данном же случае необходим не частичный ремонт, а замена мягкой кровли из-за полного ее разрушения, что является капитальным ремонтом.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст.ст. 209-210 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который в свою очередь несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме относится к компетенции собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (п.12 ст.1 ФЗ "Об обороне").
В соответствии с п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Из положений ст.ст. 214, 296 ГК РФ следует, что лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что многоквартирные панельные жилые дома N 5 и N 7, расположенные по адресу: ЕАО, Ленинский район, закрытый военный городок N 1 с. Бабстово, ул. Юбилейная, являются федеральной собственностью и на праве оперативного управления закреплены за ФГКУ "ДТУИО", что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 30.10.2013.
Из актов весеннего осмотра технического состояния жилых домов, дефектных актов, утвержденных обособленным подразделением "Хабаровский" ООО "ГУЖФ", следует, что в жилых домах офицерского состава NN 5 и 7 с. Бабстово Ленинского района ЕАО 100% кровли разрушено, требуется проведение капитального ремонта.
Как следует из актов осмотра данных объектов от 27.05.2016, от 15.08.2016, актов проверок от 16.03.2016 N и от 06.06.2016 N Государственной жилищной инспекцией Еврейской автономной области, - требуется ремонт кровли.
В соответствии с п. 20 Устава ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом.
27.07.2015 между Министерством обороны России (заказчик) и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, из разделов 2 и 3 которого следует, что по данному договору управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде, оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги.
В соответствии с Регламентом порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017 г.г., формирования плана текущего ремонта и заявочного плана капитального ремонта на 2017 г., утвержденного заместителем Министра обороны РФ 12.04.2016, - перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, определяет представитель государственного заказчика (Минобороны России), который и формирует заявку на капитальный ремонт, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, направляемый в Минобороны России для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая обязанность по проведению капитального ремонта домов на Министерство обороны РФ и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, как орган, уполномоченный на управление данным имуществом, суд исходил из того, что требуется капитальный ремонт кровли жилых домов NN 5 и 7, расположенных по ул. Юбилейной с. Бабстово, о чем составлены акты весеннего осмотра технического состояния, однако сведений о включении зданий в титульный список капитального ремонта не имеется; данные бездействия создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки к разрушению имущества Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска в отношении ООО "ГУЖФ" суд исходил из того, что в обязанности управляющей организации не входит проведение капитального ремонта, договором управления от 27.07.2015 такого задания ООО "ГУЖФ" Министерством обороны России не поручалось.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и не находит оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку работы, указанные в иске, должны быть выполнены в рамках капитального ремонта, оказание услуг по капитальному ремонту ООО "ГУЖФ" в соответствии с договором управления жилищным фондом не предусмотрено, в силу ст. 210 ГК РФ именно собственник, в данном случае Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, в оперативном управлении которого находятся указанные дома, несет бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе, и обязанность по проведению капитального ремонта данных объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ремонт кровли является перечнем работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который обязана производить управляющая организация, судебная коллегия отклоняет, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, а также защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Согласно пункта 4 Приложения N 7 в перечень работ, относящихся к текущему ремонту крыши, в том числе относится устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель.
Таким образом, ремонт кровли, как общего имущества многоквартирного дома, может быть осуществлен в рамках капитального ремонта, а также в рамках текущего ремонта. В данном случае из совокупности исследованных по делу доказательств: актов весенних осмотров зданий, составленных работниками управляющей компании ООО "ГУЖФ", актов проверок специалистов Государственной жилищной инспекции ЕАО указанного жилищного фонда в 2016 г. следует, что необходимо произвести капитальный ремонт кровли указанных домов, в связи с чем, доводы жалобы о наличии обязанности по ремонту кровли у ООО "ГУЖФ" не основаны на доказательствах по делу.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, и не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановленос соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 февраля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Ю.В. Моргунов
Судьи: А.А. Тарасова
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.