Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей Лукьянченко Р.В., Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 мая 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Авксененко А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Востокрегионжилье" о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе истца Авксененко А.В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Дулениной Е.М.,
установила:
Авксененко А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье". В обоснование указал, что проходил службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом N от 10 октября 1990 года уволен в запас по сокращению штатов. Приказом N от 31 октября 1990 года исключен из списков личного состава части с 30 октября 1990 года. Общая выслуга лет в Вооруженных Силах РФ на момент исключения Авксененко А.В. из списков личного состава части в календарном исчислении составила 20 лет 19 дней. В период прохождения военной службы Авксененко А.В. был обеспечен служебным жилым помещением на территории закрытого военного городка "адрес", общей площадью 55,5 кв. м., где проживает в настоящее время на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного с ним 27 декабря 2007 года с начальником Шкотовской КЭЧ. На момент увольнения с военной службы Авксененко В.А. и члены его семьи жилым помещением обеспечены не были, денежную субсидию не получали, в приватизации жилых помещений не участвовали, государственный жилищный сертификат не получали. В 2003 году он был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. До настоящего времени государственный жилищный сертификат не получал. ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ ему отказало в получении государственного жилищного сертификата. Просил признать за ним право быть участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по линии Министерства обороны РФ с даты первоначального включения его жилищной комиссией войсковой части 21240 в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, возложить обязанность на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ включить Авксененко А.В. в списки граждан - участников указанной подпрограммы с 22 мая 2003 года с последующим предоставлением государственного жилищного сертификата в порядке очередности на состав семьи 4 человека.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Авксененко А.В. - Морош В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование указывает, что Авксененко А.В. принял все возможные меры для обращения в жилищные органы по вопросу предоставления ему государственного жилищного сертификата. Имеющееся в материалах дела решение жилищного органа Министерства обороны РФ свидетельствует о наличии у него права на признание участником ФЦП "Жилище" и получение государственного жилищного сертификата. Истец был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка задолго до исключения военного городка из перечня закрытых. Обязанность государства по предоставлению государственного жилищного сертификата истцу не исполнена с мая 2003 года до настоящего времени. Сам факт исключения военного городка, в котором проживает истец и члены его семьи, из перечня закрытых, при отсутствии иных оснований, которые бы препятствовали получению государственного жилищного сертификата, не может являться основанием для утраты истцом ранее возникшего права.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено и следует из материалов дела, что Авксененко А.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в периоды с 30.07.1966 г. по 20.06.1969 г., с 01.09.1973 г. по день увольнения 30.10.1990 г.
С 30 октября 1990 г. Авксененко А.В. исключён из списков личного состава части на основании приказа N от 31.10.1990 г. командира в/части 64680.
На момент увольнения Авксененко А.В. с военной службы выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном исчислении- 22 года 11 месяцев 18 дней.
В период прохождения военной службы Авксененко А.В. был обеспечен служебным жилым помещением на территории закрытого военного городка "адрес", где проживает в настоящее время на основании договора найма служебного жилого помещения N от 27 декабря 2007 года.
Согласно поквартирной карточке, с 01.12.1990 г. по настоящее время Авксененко А.В. зарегистрирован и проживает по "адрес".
Совместно с ним зарегистрированы: жена ФИО1., сын ФИО2., дочь ФИО3, внук ФИО4.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 22 августа 2008 г. ФИО4 признан членом семьи Авксененко А.В.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии в/ч 21240 N от 22.05.2003г., рассматривался вопрос о выделении Авксененко А.В., уволенному с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями, государственного жилищного сертификата. Постановлено: ходатайствовать перед вышестоящим командованием о выделении государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в Приморском крае, подлежащего отселению из закрытого военного городка Авксененко А.В.
Из списка кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по в/ч 21240 в 2003 году следует, что Авксененко А.В. был поставлен на такой учет с составом семьи 3 человека.
Военный городок N, место дислокации "данные изъяты", согласно распоряжению Правительства РФ от 15.09.2009г. N1330-р, исключен из перечня закрытых военных городков.
Согласно справке администрации Черниговского района от 20 октября 2016 года N, Авксененко А.В. в качестве нуждающегося на получение жилья, улучшение жилищных условий, получение государственного жилищного сертификата не состоит.
Как следует из справки ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" от 21 ноября 2016 года, в пенсионном деле Авксененко А.В. нет сведений о получении субсидий на приобретение и строительство жилья, о получении государственного жилищного сертификата, о наличии забронированной жилой площади на территории Российской Федерации.
В материалы дела представлены сведения об отсутствии зарегистрированных прав собственности на объекты недвижимости Авксененко А.В. и членов его семьи.
30.09.2016 г. ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Авксененко А.В. и членов его семьи.
18.11.2016 года истец обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ по вопросу обеспечения государственным жилищным сертификатом.
29.11.2016 года Авксененко А.В. указано об отсутствии права на обеспечение государственным жилищным сертификатом по линии Минобороны России.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15, 23, 100 Федерального закона " О статусе военнослужащих", ст. 2 Федерального закона N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.11.2005 г. N 865 и от 21.03.2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы", установив, что с момента утраты статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Авксененко А.В. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения, и в настоящее время истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение, принимая во внимание, что действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городском статуса закрытого военного городка, отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы на 2015 - 2020 годы", формой финансовой поддержки по обеспечению граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "б" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, основанием, дающим право истцу на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка.
Доводы апелляционной жалобы о включении Авкесененко А.В. с членами семьи в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов в 2003 г., как и ссылки на факт проживания истца в указанный период в закрытом военном городке, не являются самостоятельным и достаточным основанием для признания права быть участником подпрограммы для включения в списки граждан-участников подпрограммы и последующего предоставления государственного жилищного сертификата.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. Единственным основанием для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в виде государственного жилищного сертификата является проживание на территории закрытого военного городка.
В силу пп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил.
Учитывая, что с момента утраты статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Авксененко А.В. и членов его семьи имелось право на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата для переселения, и в настоящее время истец перестал отвечать установленным законодательством требованиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", принимая во внимание, что действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о наличии у истца, несмотря на снятие с военного городка статуса закрытого, права на предоставление государственного жилищного сертификата, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон.
Доводов, которые могли бы повлиять на содержание решения суда первой инстанции, истцом в апелляционной жалобе не представлено, изложенные в ней обстоятельства не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а направлены на переоценку исследованных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Авксененко А. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Востокрегионжилье" о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Авксененко А.В. - Мороша В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М.Шилова
Судьи: Р.В.Лукьянченко
И.А.Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.