Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Августиной И.Д. и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД - ФИО5 на решение Лакского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
"Заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить, что ФИО1 состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилплощади в ЖБК Буйнакского РОВД МВД РД с декабря 2003 года.
Обязать МО МВД "Лакский" восстановить очередность учета и включить ФИО1 в списки нуждающегося в улучшении жилищных условий с декабря 2003 года и включить в списки очередников о ежегодном перерегистрации".
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО5, просившей решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, представителя ФИО1 по доверенности ФИО6, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России Лакский" об установлении факта, имеющегося юридическое значение: его нахождения в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2003 года, восстановлении его в качестве нуждающегося в жилье в МО МВД России "Лакский" с декабря 2003 года, включении в списки очередников.
Иск мотивирован тем, что согласно Приказу МВД России от "дата"г. N л/с он уволен с должности, содержащейся за счет средств федерального бюджета в связи с сокращением занимаемой должности с календарной выслугой 17 лет 08 месяцев 03 дня.
С "дата" состоит на учете в Кулинском РОВД в качестве нуждающегося в обеспечении жильем согласно решению жилищно-бытовой комиссии.
При увольнении из органов внутренних дел РФ и по настоящее время соответствует всем критериям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В частности, до "дата" принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Правоохранительную службу проходил в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет.
В установленном законом порядке им было подано заявление о выделении ему безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Однако до настоящего времени, вопрос предоставления ему безвозмездной субсидии остается неразрешенным.
МО МВД России "Лакский" ему сообщено, что он действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем с "дата", однако в Кулинском РОВД дальнейшая перерегистрация его учета не осуществлялась по неизвестным причинам.
Также, согласно справке Администрации Кулинского муниципального района, он состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района с 2004 года, но документы по данному факту в архиве МО " "адрес"" не сохранились, ввиду чего не могут быть ему предоставлены.
Согласно Приказу МВД России от "дата" N утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 14 Положения, на каждого сотрудника (работника), принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. При этом оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений.
Согласно пункту 15 Положения, ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией, Хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, в ходе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Таким образом, вопреки установленным требованиям действующего законодательства, МО МВД России "Лакский" не обеспечило надлежащего учета и перерегистрацию граждан, лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отсутствие учетного дела и не проведение перерегистрации учета в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий существенно нарушает его права и законные интересы, препятствует реализации права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ, а также противоречит социальной политики нашего государства.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД. ФИО5 просит решение отменить по следующим основаниям.
В нарушении ст.267 ГПК РФ в заявлении, а также в решении суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, не указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.
Установление данного факта постановки на учет является основанием для восстановления его в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по Республике Дагестан, так как вопросы предоставления жилья рассматриваются только на заседании ЦЖБК МВД по Республике Дагестан.
Данное решение затрагивает интересы МВД по РД, однако федеральный суд "адрес" РД не привлек МВД по Республике Дагестан по делу как заинтересованное лицо.
Согласно ст.7 ЖК РФ, Приказу МВД России от 24.05.2003г. N "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", п. "а" ч.19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. N "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспеченно жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в перечень документов, необходимых для предоставления при решении запроса о восстановлении в очереди на жилье, входят:
1) справка об общей продолжительности военной службы (службы);
2) выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
3) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
4) выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений
постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
5) справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) для граждан, проживающих в таком городке.
6) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, когда такое право предоставлено законодательством РФ)
Единственным доказательством постановки в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений служит выписка из решения жилищной комиссии.
Протоколом жилищно - бытовой комиссии отдела внутренних дел "адрес" РД от "дата", где ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, надлежащим образом не был исследован и ему не дана соответствующая оценка, так как согласно показаниям свидетелей все документы о постановки на учет были утеряны при переезде в новое здание.
Представленный ответ из МО МВД России "Лакский" о том, что он действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем с "дата", также надлежащим доказательством служить не может.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как видно из материалов дела, истец ФИО1 в обоснование требования об установлении юридического факта его нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года представил в суд выписку из журнала учета жалоб и заявлений, выписку из протокола ЖБК Кулинского ОВД от "дата" о его приеме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9-10,16-17).
Следовательно, юридический факт обращения ФИО1 с заявлением о постановке на учет и его принятие на учет в 2003 году в Лакском ОВД не подлежал установлению в судебном порядке по правилам особого судопроизводства.
Одновременно с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение, ФИО1 заявлены исковые требования о нахождении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года по настоящее время, о восстановлении на учете с 2003 года.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд исходил из доказанности факта обращения истца с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2003г., а также его нуждаемости в улучшении жилищных условий до настоящего времени.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
При рассмотрении данных требований судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены юридически значимые обстоятельства, в результате чего принято не основанное на законе необоснованное решение.
Как видно из материалов дела, в частности, из трудовой книжки ФИО1, последний проходил службу в органах внутренних дел в системе УФМС РФ по РД (л.д.11-14).
Приказом N л/с от "дата" УФМС России по Республике Дагестан ФИО1 уволен из Управления федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в связи с сокращением должности ( л.д.15).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 314 образована Федеральная миграционная служба, и ей переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 928 с изменениями от "дата", полномочия по оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба России.
С "дата" в соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от "дата" N 12 "О вопросах формирования территориальных органов Федеральной миграционной службы" подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к соответствующим территориальным органам Федеральной миграционной службы.
Указом Президента РФ от "дата" N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", функции и полномочия УФМС переданы в Министерство внутренних дел.
Следовательно, после марта 2004 года и вплоть до увольнения ФИО1 из УФМС России по Республике Дагестан с "дата", он в системе МВД по РД службу не проходил.
Указанные обстоятельства, а также доводы истца о том, что его перерегистрация в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Кулинском ОВД не проводилась по неизвестным причинам, оставлены судом первой инстанции без внимания и правовой оценки.
Вместе с тем, в связи с образованием Федеральной миграционной службы и реорганизацией подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в форме присоединения к соответствующим территориальным органам Федеральной миграционной службы, истец с 2004 года службу в Кулинском ОВД не проходил, в связи с чем в указанном ОВД отсутствует его учетное дело.
В соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" от "дата" N 1026, действовавшего во время службы истца в органах внутренних дел, утратившего силу с "дата", сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ч. 1 ст. 44 ныне действующего Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от "дата" с изм. и доп. обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от "дата" N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Согласно пункту 3 Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением "адрес" и "адрес"), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7).
Как видно из материалов дела, учетное дело ФИО1 в Лакском РОВД отсутствует. Книга учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлена, а равно списки очередников за 2003-2012 г.г.
Истец не представил суду доказательства о его нуждаемости в улучшении жилищных условий после 2004 года и до его увольнения "дата" Представленные истцом справка о составе семьи, данные из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии получены по состоянию на август 2014 года (л.д.29-33) и не подтверждают нуждаемость истца в улучшении жилищных условий в указанный юридически значимый период.
Ввиду изложенного правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя МВД по РД ФИО5 удовлетворить.
Решение Лакского районного суда РД от "дата" отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МО МВД России "Лакский" об установлении факта нахождения в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с декабря 2003 г.; возложении обязанности на МО МВД России "Лакский" восстановить ФИО1 в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий с декабря 2003 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.