Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Пирмагомедовой Ш.А.
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиевой С.Р. к Военному комиссариату Республики Дагестан о признании незаконным ее увольнения на основаниип.2ч. 1 ст.81 ТК РФ, и восстановлении на работе в должности старшего помощника военного комиссара (по финансово- экономической, социальной и пенсионной работе) по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Карабекова К. на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 16 января 2017 года, которым постановлено:
"Признать увольнение Гаджиевой С. Р. с 30 ноября 2016 года согласно приказу военного комиссара Республики Дагестан N от "дата" на основании п.2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением численности работников, незаконным.
Восстановить Гаджиеву СР. на прежней должности начальника отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата РД по Табасаранскому району (ныне- военного комиссариата Табасаранского района) с 30 ноября 2016 года".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Республики Дагестан по доверенности Махмудова М.А., просившего решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении иска, возражения представителя истца по доверенности Гаджиева А.Р., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия,
Установила:
Гаджиева С.Р. обратилась с иском к Военному комиссариату Республики Дагестан о признании ее увольнения незаконным и восстановлении на работе в должности старшего помощника военного комиссара (по финансово- экономической, социальной и пенсионной работе).
Иск мотивирован тем, что она состояла в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Республики Дагестан в должности начальника отделения социального и пенсионного обеспечения на основании приказа по строевой части N от "дата"г.
Согласно приказу военного комиссара Республики Дагестан N от "дата" она уволена на основании п.2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением численности работников с выплатой выходного пособия и единовременного денежного вознаграждения за 2016 год за 11 месяцев.
До увольнения 01 ноября 2016 г. в г. Махачкале состоялось заседание аттестационной комиссии военного комиссариата по определению преимущественного права оставления на работе более подготовленных работников в связи организационно-штатными мероприятиями, на повестке дня которой стоял также вопрос: "Об определении уровня квалификации работников, которые занимают штатные должности, подлежащие сокращению, и выявлении среди них лиц, обладающих преимущественным правом на оставление на работе с 01.12.2016 г." в отделах по муниципальным образованиям, в том числе и в Табасаранском районе.
Согласно протоколу данного заседания комиссия должна была определить уровень ее квалификации, занимающей должность начальника отделения социального и пенсионного обеспечения, и Бабаевой З. Т., занимающей должность старшего помощника НО (по ФЭР) для назначения на должность старшего помощника военного комиссара ( по финансово- экономической, социальной и пенсионной работе), объединившая обязанности двух должностей, которые мы занимали, то есть начальника отделения социального и пенсионного обеспечения и старшего помощника НО ( по ФЭР).
Комиссия предложила кандидатуру Бабаевой З.Т. на указанную объединенную должность по ходатайству ВРИО начальника отдела ФК РД по Табасаранскому району Шихахмедова Н.С., который просил рассмотреть Бабаеву З.Т. на указанную объединенную должность.
При этом на заседании ничего связанного с их уровнем квалификации не обсуждалось, у Бабаевой З.Т. спросили, может ли она выполнить работу, связанную с пенсионным обеспечением, на что ответила, что эта работа очень сложная для нее.
С увольнением она не согласна, считает его незаконным на основании следующего.
Из выписки протокола аттестационной комиссии следует, что ее заседание состоялось именно для определения преимущественного права оставления на работе более подготовленного работника.
Она имеет стаж работы 5 лет, являлась начальником отделения социального и пенсионного обеспечения, и свою работу выполняла успешно, без каких либо замечаний и пенсионеры никогда на ее работу не жаловались,
Бабаева З.Т. имеет 1,5 года стажа и на работе занималась тем, что заполняла табеля учета рабочего времени и направлением их в Военный комиссариат Республики Дагестан для начисления заработной платы и иных выплат. Бухгалтерия в Отделе ВК РД по Табасаранскому району не велась, начислением и выплатой заработной платы не занималась.
Для занятия должности старшего помощника военного комиссара (и финансово - экономической, социальной и пенсионной работе) не требуется экономическое образование, для занятия данной должности достаточно иметь высшее образование. Такое образование имеется и у нее. Кроме того, она является студентом 1 курса для получения экономического образования.
Она награждена грамотой Военного комиссара Республики Дагестан за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Согласно Приказу Минтруда России от 10 мая 2016 N 225н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06 июля 2016 N 42771) к требованиям к квалификации должности старшего помощника начальника отдела (отделения) военного комиссариата, относится: высшее образование и стаж работы не менее 5 лет или офицер запаса и стаж работы не менее 5 лет.
У нее имеется и образование, и необходимый стаж, в отличие от Бабаевой.
Кроме того, учитывается, не обладает ли преимущественным правом тот или иной работник на оставление на работе по иным признакам (не связанным с уровнем квалификации), указанным в ст. 179 ТК РФ.
У нее трое детей, один из которых является инвалидом.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Карабеков К. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
Приказом военного комиссара Республики Дагестан (по строевой части) N от "дата"г. Гаджиева С.Р. принята в отдел военного комиссариата Республики Дагестан на должность начальника отделения социального и пенсионного обеспечения.
В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от "дата"г. N, указаниями ВрИО начальника штаба Южного военного округа от "дата"г. N и Директивой Генерального штаба от "дата"г. N, указаниями ВрИО начальника штаба Южного военного округа от "дата"г. N с 1 декабря 2016г. военный комиссариат Республики Дагестан из второго разряда штат N численностью 771 должностное лицо, переведен на штат N с 724 должностями.
Ввиду сокращения численности работников, приказом военного комиссара
Республики Дагестан от "дата"г. N Гаджиева С.Р. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТКРФ.
Принятие решения об изменении структуры штатного расписания численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 ТКРФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в ч.3 ст. 81, ч.1 ст. 179, ч.1 и 2 ст. 180 ТКРФ.
Увольнение работника, являющегося членом профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 или 5 ч.1 ст.81 Кодекса производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст.373 Кодекса (ч.2 ст. 82 ТК РФ).
При этом, исходя из содержания ч.2 ст. 373 Кодекса увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов.
Процедура увольнения Гаджиевой С.Р. полностью соответствует нормам трудового права со всеми уведомлениями и согласованием с профсоюзным органом.
Военный комиссар Республики Дагестан 22 ноября 2016г. уведомил профсоюзный орган о предстоящем увольнении гражданского персонала с указанием конкретных должностных лиц, подлежащих сокращению, на что получено мотивированное мнение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Гаджиева С.Р. не пользовалась преимущественным правом оставления на работе, отсутствие обязательного высшего профессионального образования явилось одним из критериев для назначения Бабаевой З.Т.на должность.
Основным доводом при удовлетворении искового заявления суд приводит положения Приказа Минтруда России от 10 мая 2016г. N225 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации"
Данные квалификационные характеристики являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей старших помощников начальника отдела (отделения) военного комиссариата (подготовки и призыва граждан на военную службу; планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) и предъявляемых к ним требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов и не может распространяться на профильных специалистов работников иных отделов и отдельных отделений требующих специальных профессиональных знаний (далее по тексту - Приказ Минтруда) - к требованиям к квалификации должности старшего помощника начальника отдела (отделения) военного комиссариата относиться: высшее образование и стаж работы не менее 5 лет или офицер запаса и стаж работы не менее 5 лет.
В случае с должностью начальника отделения социального и пенсионного обеспечения, как и с должностью старшего помощника военного комиссара (по финансово-экономической, социальной и пенсионной работе) данная норма является неосновательной и противоречит концепции законного ее применения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Как разъяснено в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
При разрешении настоящего спора факт сокращения штата ВКРД, в том числе и должности, в которой работала Гаджиева С.Р., нашел свое подтверждение.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением штата Гаджиева С.Р. была уведомлена письменно в соответствии с требованиями ч. 2 ст.180 ТК РФ.
Исследовав представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при увольнении истца работодателем нарушен порядок увольнения.
Так, из материалов дела усматривается, что Гаджиева С.Р. состояла в трудовых отношениях с военным комиссариатом Республики Дагестан в должности начальника отделения военного комиссариата РД по Табасаранскому району с 16 мая 2011 года.
В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от "дата"г. N, указаниями ВрИО начальника штаба Южного военного округа от "дата"г. N и Директивой Генерального штаба от "дата"г. N, указаниями ВрИО начальника штаба Южного военного округа от "дата"г. N с 1 декабря 2016г. военный комиссариат Республики Дагестан из второго разряда штат N(01) численностью 771 должностное лицо, переведен на штат N с 724 должностями.
01 ноября 2016 г. состоялось заседание аттестационной комиссии военного комиссариата по определению преимущественного права оставления на работе более подготовленных работников в связи организационно-штатными мероприятиями, на повестке дня которой стоял вопрос об определении уровня квалификации работников, которые занимают штатные должности, подлежащие сокращению, и выявлении среди них лиц, обладающих преимущественным правом на оставление на работе с 01 декабря 2016 г. в отделах по муниципальным образованиям, в том числе и в Табасаранском районе.
В выступлении начальник юридического отделения и одновременно председатель первичного профсоюза ВК РД Махмудов М.А. разъяснил, что к квалификационным требованиям новой должности старшего помощника является наличие высшего образования (л.д.7).
Аналогичное требование к образованию предусмотрено и Приказом Минтруда России от 10 мая 2016 N 225н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06 июля 2016 N 42771), согласно которому к требованиям к квалификации должности старшего помощника начальника отдела (отделения) военного комиссариата, относится: высшее образование и стаж работы не менее 5 лет или офицер запаса и стаж работы не менее 5 лет.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, стаж работы Гаджиевой С.Р. составляет пять лет и она имеет высшее образование.
Довод представителя ответчика о том, что претендент на должность старшего помощника должен иметь высшее экономическое образование, является голословным, в подтверждение таких требований к претендентам на должность старшего помощника военкома суду доказательства не представлены.
Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Гаджиевой С.Р. о восстановлении на работе, судебная коллегия исходит и из того, что работодателем - военным комиссариатом Республики Дагестан не были соблюдены требования законодательства в части предложения работнику вакансий, соответствующих квалификации работника, нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, в данном случае - в других обособленных структурных подразделениях - отделах военного комиссариата Республики Дагестан, поскольку стороной по трудовому договору с Гаджиевой С.Р. является военный комиссариат Республики Дагестан, на который в силу закона возложена обязанность по предоставлению вакантных должностей при проведении процедуры увольнения сотрудников по сокращению штата в той же организации, включая все ее филиалы и структурные подразделения, имеющиеся в данной местности, т.е. в целом по Республике Дагестан.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о незаконности увольнения Гаджиевой С.Р. по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Установленный при разбирательстве дела факт незаконного увольнения Гаджиевой С.Р. является безусловным основанием для восстановления ее на прежней должности.
Выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании материалах дела, доказательствах, которым судом дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст.67 и 198 ГПК РФ.
Оснований для признания данной оценки неправильной судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика по доверенности Карабекова К.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.