Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Джаруллаева А.К., судей Гомленко Н.К. и Хираева Ш.М.
при секретаре Муртазаалиевой П.Х.
при рассмотрении апелляционной жалобы Суварова И.А. на решение Дербентского городского суда от 24 января 2017 г., которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Суварова И. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании незаконными приостановление N05/342/001/2016-6401 от 15.11.2016 года и отказ N05/342/001/2016-6401 от 15.12.2016 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 500 кв.м. в районе с. Хазар, в садоводческом товариществе "Урожай" на основании документов, поданных ГАУ РД МФЦ г. Дербент в интересах Суварова Ибрагима Абдуллаевича, обязании зарегистрировать на основании представленных документов права собственности на земельный участок, отведенный решением исполкома Дербентского райсовета народных депутатов N114 от 02 апреля 1981 года и выдать документ, подтверждающий о государственной регистрации права и взыскании государственной пошлины отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения Суварова И.А ... просившего решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
Суваров И. А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании незаконным приостановление государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 500 кв.м., расположеный в районе с. Хазар, в садоводческом товариществе "Урожай" на основании документов, поданных им в ГАУ РД МФЦ г. Дербент, обязании зарегистрировать на основании представленных документов его права собственности на земельный участок, отведенный решением исполкома Дербентского Райсовета народных депутатов N114 от 02 апреля 1981 года, и выдать ему свидетельство о государственной регистрации права, взыскать также государственную пошлину.
В судебном заседании Суваров И.А. уточнил свои требования, ссылаясь на то, что указывая на то, что им получен отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, площадью 500 кв.м. в районе с. Хазар, в садоводческом товариществе "Урожай", просил выдать ему документ, подтверждающий государственную регистрацию права на земельный участок.
В обоснование иска ссылался на то, что он в ГАУ РД МВЦ города Дербент 03.11.2006 г. сдал документы для государственной регистрации права на земельный участок, а именно: архивную выписку из решения исполкома Дербентского райсовета народных депутатов от 02 апреля 1981 года N114, архивную выписку из приложения к решению исполкома Дербентского райсовета народных депутатов от 02 апреля 1981 года N114, выписку из трудовой книжки и копию его паспорта. Однако 18 ноября 2016 года он получил уведомление от 15.11.2016 года о приостановке государственной регистрации.
В качестве причины приостановки государственной регистрации права указаны: не соблюдение при подаче документов на регистрацию требований
- п.1 ст.19 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ (отсутствие кадастрового номера земельного участка), -п. 1.2 ст.20 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ (отсутствие кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"), - ФЗ от 24.07.2007 N221-ФЗ (среди представленных на государственную регистрацию прав документов отсутствует информация об учете земельного участка), -ч.2 ст.18 ФЗ-122 (в архивной выписке N09-33-1984 от 29.09.2016г. из приложения к решению N114 от 02.04.1981г. исполкома Дербентского райсовета народных депутатов условие не выполняется, отсутствует отчество правообладателя), - что архивная выписка N09-33-1984 от 29.09.2016г. из решения N114 исполкома Дербентского райсовета народных депутатов от 02.04.1981г. не является основанием для регистрации права собственности на земельный участок, так как выписка свидетельствует об организации садоводческого товарищества "Урожай" и утверждении списка его членов, а не о предоставление ему земельного участка. В последующем ему направлено уведомление об отказе в регистрации права на указанный земельный участок.
Однако приостановление и отказ в регистрации права на земельный участок являются незаконными, т.к. решением органа местного самоуправления от 02.04.1981 г. земельный участок предоставлен ему под коллективное садоводство, он имеется с списках рабочих и служащих коллективного садоводства " Урожай", которым предоставлены земельные участки по 0.05 га, это решение принято на основании распоряжения Совета министров ДАССР от 27 октября 1980 года N474-р, что подтверждает факт предоставления земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года N136-ФЗ ( кодекс введен в действие 30.10.2001г.). Из приложения к решению "Списка рабочих и служащих коллективного садоводства "Урожай" следует, что отвод земельных участков под коллективное садоводство произведен из земель госфонда, в этом списке под порядковым номером 43 имеется запись о предоставлении земельного участка Суварову Ибрагиму. Согласно ст. 25.2 ФЗ от 21.03.1997 г. N 122-ФЗ, указанные документы являются достаточными для государственной регистрации права собственности за земельный участок, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности не допускается. Поэтому истребование у него документов, указанных в уведомлениях на основании п.1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ, п. 1.2 ст.20 ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ, ФЗ от 24.07.2007 N221-ФЗ о приостановлении и об отказе в государственной регистрации земельного участка, незаконно. Записи N7 и N8 в трудовой книжке истца Суварова И.А. подтверждают, что в период принятия Решения от 1981 г. он работал в Управлении сельского хозяйства Дербентского райисполкома, что Суваров Ибрагим, указанный в пункте 43 Приложения, и Суваров И. А. в трудовой книжке одно и то же лицо. Представленные документы написаны разборчиво, они читаются без затруднений, понимаются однозначно. Изложенные подтверждают, что требования ч.2 ст. 18 ФЗ 122-ФЗ от 21.07.1997 года при подаче документов выполнены в полном объеме.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе и на заседании судебной коллегии Суваров И.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, которые были указаны в исковом заявлении.
Извещенные надлежащим образом Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и отделение Управления в г. Дербенте в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Судом установлено, что уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 15.11.2016 года и уведомлением об отказе в государственной регистрации от 15.12.2016 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (Дербентский районный отдел)отказало Суварову И.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный в районе с. Хазар в садоводческом товариществе "Урожай", при этом сослалось на п.1 ст. 19 и абз.4.10 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997г. "О государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества".
Согласно п. 1.2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент обращения Суварова И.А. в Управление Росреестра по РД), не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом.
В соответствии с п. З ст.1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", к ранее учтенным объектам недвижимости относятся: объекты недвижимого имущества, прошедшие государственный кадастровый учет до вступления в силу ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения; объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с комментируемым Законом.
Согласно п.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Однако в указанный закон, а также в ФЗ от 25.10.2001 г. " О введение в действие Земельного кодекса РФ" были внесены изменения ФЗ от 03.07.2016 г., вступившие в действие с 01.01.2017 г.
Согласно п. 2.7 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ с последующими изменениями, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
(п. 2.7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2.8. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии
утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав),
если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
(в ред. Федерального
закона
от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
(п. 2.8 введен Федеральным
законом
от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2.9. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан либо уполномоченным общим собранием членов этого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов этого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная указанным лицом. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность этого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя действовать без доверенности от имени этого объединения, или выписка из решения общего собрания членов этого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, запрашиваются исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе регистрации прав,
если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
Суд пришел к правильному выводу, что с заявлением о государственной регистрации земельного участка, расположенного в садоводческом обществе " Урожай", обратился Суваров И.А., поэтому он обязан был предоставить для регистрации права документы, указанные в п.2.8 указанного выше закона, а именно
схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную гражданином, или утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проект организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо
при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
На необходимость предоставления сведений о постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка имелось указание и в старой редакции указанных выше федеральных законов.
Доводы Суварова И.А. о том, что само ГАУ РД МФЦ г. Дербента обязано было истребовать сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет, не состоятельны, поскольку Управление Росреестра по РД не имеет сведений о постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 30 га, предоставленного под садоводство, или же площадью 0,05 га, выделенного Суварову И.А.на основании выписки из решения от 1981 г., не сообщает в заявлении о такой постановке на кадастровый учет земельного участка и заявитель Суваров И.А., при отсутствии кадастрового учета земельного участка, площадью 500 кв.м. в районе с. Хазар является обоснованным.
Из указанного закона следует, что к иным доказательствам, подтверждающим предоставление земельного участка гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ, могут признаваться государственный акт на землю, акт выдела земельного участка в натуре, межевание земельного участка и кадастровый паспорт на земельный участок, однако таких доказательств Суваровым И.А. к заявлению о регистрации права собственности на земельный участок также не представлено.
Доводы Суварова И.А. о том, что земельный участок был предоставлен лично ему, не убедительны, поскольку из содержания решения исполкома от 1981 г. следует, что участок предоставлялся под садоводство обществу "Урожай", в том числе под N 43 Суварову И.А.
Помимо этого, отказывая в удовлетворении заявления Суварова И.А., суд обоснованно сослался на то, что представленная выписка из решения N 114 исполкома Дербентского райсовета народных депутатов от 02 апреля 1981 г. и список к этой выписке не подтверждают предоставление именно Суварову И.А. земельного участка, площадью 500 кв.м. в районе с. Хазар, т.к. выписка из решения общего собрания садоводов "Урожай" о предоставлении указанного земельного участка Суварову И.А. не представлена, акта отвода земельного участка, площадью 30 га, садоводческому обществу " Урожай" также не имеется, до введения в действие Земельного кодекса РФ Суваров И.А. право пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования земельным участок не приобрел, акт отвода земельного участка в натуре не произвел, на кадастровый учет участок не поставил.
Рассматривая заявление Суварова И.А. в пределах заявленных требований, суд правильно отказал Суварову И.А. в удовлетворении иска о признании приостановления и затем отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный в районе с. Хазар в садоводческом товариществе " Урожай", оснований для отмены этого решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда от 24 января 2017 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу Суварова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Джаруллаев А.К.
Судьи Гомленко Н.К.
Хираев Ш.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.