Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Рудь Е.П.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мартиросяна Г. В., Мартиросян С. С., Мартиросяна К. Г., Мартиросян К. Г. на решение Советского районного суда Алтайского края от 20 января 2017г. по делу по иску
Мартиросяна Г. В., Мартиросян С. С., Мартиросяна К. Г., Мартиросян К. Г. к администрации Советского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Советскому району Алтайского края о признании права на получение финансовой помощи в размере "данные изъяты" рублей в связи с полной утратой имущества, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартиросян Г.В., Мартиросян С.С., Мартиросян К.Г., Мартиросян К.Г. обратились в суд с иском, ссылаясь в его обоснование на то, что они проживают и состоят на регистрационном учете с 2009 года по адресу: "адрес", совместно с семьей ФИО4, что подтверждается выпиской из похозяйственной и домовой книг. В связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, жилой дом по "адрес" пострадал, поэтому очевидным является разрушительное воздействие воды не только на сам дом, но и на находящиеся в нем мебель, бытовые приборы, личные вещи. В связи с чем они полностью утратили принадлежащее им имущество, а именно: личные вещи, зимние куртки, пуховики, дубленка, шуба, холодильник, телевизор, кухонный гарнитур, шкафы, столы, газовую плиту, водонагреватель, посуду (столовый и чайный сервиз).
Таким образом, в результате паводка произошла полная утрата их имущества, поскольку в отношении части имущества отсутствует возможность его восстановления, а часть имущества находится в таком состоянии, когда необходимые расходы на восстановление превышают его действительную стоимость на момент непосредственно перед наступлением данной чрезвычайной ситуации. В результате обследования комиссией ( ФИО5, ФИО6) ДД.ММ.ГГ был составлен акт. В акте отражены последствия воздействия паводка на жилой дом, в том числе содержится вывод о том, что имущество первой необходимости, находившееся в доме, утрачено полностью. В акт были включены все члены семьи ФИО4 и Мартиросяна Г.В. Факт проживания, описанных разрушений, повреждений и полной утраты имущества подтверждается свидетельскими показаниями ФИО4, ФИО1, ФИО7 Впоследствии акт был переписан и фамилии семьи Мартиросяна Г.В. в акте не оказалось, подпись ФИО4 была подделана, о чем истцом подано заявление в следственный комитет. ДД.ММ.ГГ после неоднократного обращения в органы, администрации "адрес" на расчетный счет Мартиросян С.С. поступили денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей.
Ссылаясь на п.2.1, 2.5, 2.7, 2.8. Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГг., указывает, что согласно справке Управления социальной защиты населения по Советскому району от 07.09.2015г., истец и его семья были включены в списки межведомственной комиссией на выплату единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей на каждого члена семьи и в списки на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере "данные изъяты" рублей на каждого члена семьи.
Считают, что их права на получение финансовой помощи в размере по "данные изъяты" рублей на каждого члена семьи в связи с полной утратой имущества нарушены, что и обусловило обращение в суд с настоящим иском.
На основании изложенного истцы просили признать за Мартиросяном Г. В., Мартиросян С. С., Мартиросяном К. Г., Мартиросян К. Г. право на получение финансовой помощи в размере "данные изъяты" рублей в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края паводка в мае-июне 2014 года.
Решением Советского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. в удовлетворении исковых требований Мартиросяна Г. В., Мартиросян С. С., Мартиросяна К. Г., Мартиросян К. Г. к администрации Советского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Советскому району Алтайского края о признании права на получение финансовой помощи в размере "данные изъяты" рублей в связи с полной утратой имущества, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, отказано.
В апелляционной жалобе истцы Мартиросян Г.В., Мартиросян С.С., Мартиросян К.Г., Мартиросян К.Г. просят решение отменить, ссылаясь на то, что нахождение по месту работы и учебы ответчиков носит временный характер, а нахождение имущества и пребывание их в жилом доме по "адрес" носит постоянный характер. Не исследовался вопрос о фактическом нахождении имущества ответчиков. Суд оставил без внимания то, что члены семьи Мартиросян Г.В. были внесены при составлении акта об утрате имущества первой необходимости и выплату материальной помощи в размере "данные изъяты". на каждого члена семьи и получили их. Также они были включены в списки на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере "данные изъяты". на каждого человека.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Мартиросяна Г.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ).
Подпунктом "л" п.1 ст.11 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Подпунктами "г", "д" п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N110, предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014г. N 254 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно Порядку осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 года N 270, единовременные денежные выплаты в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года предоставляются в частности для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (далее - "единовременная материальная помощь"); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (далее - "финансовая помощь в связи с утратой имущества") (п.1.1).
Получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - "денежные выплаты") являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - "зона затопления") (п.2.1).
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2).
Единовременные денежные выплаты предоставляются за счет средств краевого бюджета, полученных за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (1.2).
Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется:
за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека;
за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека (п.2.5).
Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность;
списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (п.2.6).
Списки граждан, указанные в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и оформляются в виде таблиц, формы которых приведены в приложениях 10 и 12 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (п.2.7)
Межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - "акты обследования"). Акты обследования:
подписываются членами комиссии и гражданами, постоянно проживающими в жилых помещениях, попавших в зону затопления;
согласовываются с руководителями территориальных подразделений МЧС России, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями;
утверждаются руководителями органов местного самоуправления или их заместителями (п.2.8).
Распоряжением главы Администрации Советского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ на территории "адрес" Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обильными осадками, выпавшими в "адрес" и "адрес" Алтайского края и значительным повышением уровня воды в реках Катунь и Каменка.
Судом установлено, что Мартиросян Г.В., Мартиросян С.С., Мартиросян К.Г., Мартиросян К.Г. зарегистрированы по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГг., однако фактически постоянно проживают по месту работы и учебы в "адрес".
В акте об утрате имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 20.06.2014г. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", указаны члены главы семьи ФИО4- ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также перечислено утраченное семьей имущество первой необходимости. Данный акт подписан членами комиссии и главой семьи ФИО4 (л.д.15).
В данном акте не указано, что названное в нем имущество не принадлежит семье ФИО4 Замечаний относительно полноты и достоверности, внесенных в указанный выше акт от ФИО4 не поступало, данный акт никем не был обжалован.
Рассматривая дело, суд полно исследовал обстоятельства дела, представленным доказательствам дал оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, изложив при этом результаты этой оценки в решении, с указанием соответствующих мотивов и исходя из того, что истцами не представлено доказательств как тому, что у них на момент паводка имелось имущество первой необходимости по месту регистрации по "адрес", так и его утраты, обоснованно отказал истцу в иске.
Довод жалобы о том, что имелись основания для признания истцов нуждающимися в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, не может быть принят во внимание.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации.
При определении степени утраты имущества первой необходимости (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рекомендовано руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме от 09.06.2014 N43-2578-7, методическими рекомендациями МЧС России от 03.10.2014 N2-4-87-24-7, согласно которым к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в который входят: посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), электроутюг, приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, настольная лампа, часы настенные, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Обращаясь в суд с иском и при рассмотрении дела истцы в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представили бесспорных доказательств, подтверждающих, что имущество первой необходимости, перечень которого рекомендован к использованию письмом МЧС России от 09.06.2014 N 43-2578-7, было ими утрачено в полном объеме.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и вышеизложенного.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Мартиросяна Г. В., Мартиросян С. С., Мартиросяна К. Г., Мартиросян К. Г. на решение Советского районного суда Алтайского края от 20 января 2017г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.