Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Ромашовой Т.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Р.И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Я.Р.А. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 января 2017 года по делу
по иску А.Н.В., Я.Р.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.А.В., Ч.М.В., к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Н.В., Я.Р.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.А.В., Ч.М.В., обратились в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, администрации Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указали, что решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18.05.2015 за ними признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить указанных лиц в списки на получение государственного жилищного сертификата.
В ходе исполнения решения возникли разногласия по вопросу площади жилого помещения, на которую должен быть предоставлен сертификат. В описательной части решения суда имеется ссылка на выдачу гражданам государственных жилищных сертификатов из расчета 18 кв.м на человека, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", однако в резолютивной части решения суда не указано, из какого расчета должны быть выданы жилищные сертификаты.
Семья истцов состоит их "данные изъяты" человек, следовательно, по решению суда им должны выдать жилищный сертификат на "данные изъяты" кв.м на основании того, что на момент обращения в суд по действовавшему в тот период времени законодательству, жилищные сертификаты выдавались именно из такого расчета.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили определить за ними право на получение жилищного сертификата исходя из 18 кв.м на каждого члена семьи; возложить на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность выдать жилищный сертификат исходя из 18 кв.м на каждого члена семьи.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции произведена замена ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на Министерство строительства, транспорта, жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края, третьих лиц администрации Алтайского края - на Правительство Алтайского края, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю - на МЧС России; администрация Быстроистокского района Алтайского края исключена из числа ответчиков, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24.01.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Я.Р.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на доводы, ранее изложенные в исковом заявлении, дополнительно указав, что до внесения изменений в постановление Правительства РФ N561, предусматривающих выдачу государственных жилищных сертификатов в размере не более общей площади утраченного жилого помещения, истцы имели право на получение государственного жилищного сертификата исходя из расчета 18 кв.м на человека, были включены в список лиц, утративших жилое помещение в результате стихийного бедствия, однако в результате ошибки уполномоченных органов исключены из этого списка, что и явилось причиной обращения в суд.
В суде апелляционной инстанции истец Я.Р.А., ее представитель Б.Е.В., истец А.Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив законность решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что принадлежащий Я.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, жилой дом, находящийся по адресу: "адрес", общей площадь "данные изъяты" кв.м, пострадал в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года, признанного чрезвычайной ситуацией постановлением администрации Быстроистокского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
По данному адресу в период паводка по месту жительства кроме собственника были зарегистрированы Я.Р.А., Я.Н.В. и Ч.М.В.
Заключением межведомственной комиссии указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18.05.2015 за А.Н.В. ( Я.) Н.В., Я.Р.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.А.В., Ч.М.В., признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края; на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить А.Н.В. ( Я.) Н.В., Я.Р.А., Я.А.В., Ч.М.В. в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края, финансируемого из резервного фонда Правительства Российской Федерации по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Истцы были включены в Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствия паводка от сильных дождей, прошедших в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края, на получение государственных жилищных сертификатов, составленный в целях исполнения решений судов, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р. "адрес" предоставляемого жилого помещения на семью истцов из "данные изъяты" человек указана "данные изъяты" кв.м исходя из 18 кв.м на человека.
Указанный выше список был возвращен МЧС России без согласования со ссылкой на невозможность исполнения решений судов при отсутствии в них площади предоставляемого помещения.
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения о формировании списков с учетом изменений, внесенных вступившим в законную силу 24 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", а также о невозможности исполнения решений судов при отсутствии в их резолютивной части указания на норму предоставления гражданам общей площади жилого помещения.
Распоряжением Администрации Алтайского края от 25 ноября 2016 года N327-р утвержден Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в ДД.ММ.ГГ года на территории Алтайского края, на получение государственных жилищных сертификатов, составленный в целях исполнения решений судов. В данный список А.Н.В., Я.Р.А., Я.А.В., Ч.М.В. включены с указанием подлежащего предоставлению помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовою оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07.06.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Ранее действующая редакция пункту 2 указанного постановления Правительства РФ предусматривала, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" указанная норма дополнена словами "но не более общей площади утраченного жилого помещения".
Вопреки доводам жалобы, разрешая настоящий спор, который возник после внесения указанных изменений в постановление Правительства Российской Федерации 07.06.1995 N561, суду надлежит руководствоваться именно новой редакцией подзаконного акта.
При этом в данном случае внесение в постановление Правительства Российской Федерации изменений не может рассматриваться как ухудшение положения граждан, поскольку по смыслу института выдачи государственных жилищных сертификатов последние являются мерой государственной поддержки пострадавших, в том числе в результате чрезвычайной ситуации, и направлены на восстановление прав граждан, существовавших до наступления чрезвычайной ситуации, а не на улучшение жилищных условий.
Установив, что семья истцов на момент чрезвычайной ситуации состояла из "данные изъяты" человек, общая площадь утраченного жилого дома составляет "данные изъяты" кв.м, что стороной истца не оспаривается, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными, а доводы жалобы несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права по изложенным выше обстоятельствам.
Как верно отметил суд первой инстанции, в решении Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 18.05.2015 не установлено, на какую площадь подлежит предоставлению сертификат, а только лишь приведена норма постановления Правительства РФ N561 в мотивировочной части решения. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о ссылке в данном решении суда на выдачу сертификата из расчета 18 кв.м на человека являются несостоятельными.
Ссылки в жалобе на получение другими гражданами населенного пункта жилищных сертификатов из расчета 18 кв.м на человека не имеют правового значения для рассмотрения данного гражданского дела.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Я.Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.