Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовй О.П.,
судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шабалина П. В. на решение Центрального районного суда города Барнаула от 07 декабря 2016 года
по административному иску Шабалина П. В. об оспаривании постановления Администрации города Барнаула от 14 декабря 2015 года N 2373 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала *** по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю. судебная коллегия
установила:
Шабалин П.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным вышеназванного постановления, в обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес", - и земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес". В ДД.ММ.ГГ административному истцу стало известно о вынесении Администрацией города Барнаула оспариваемого постановления, которым утвержден проект планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: "адрес", -, предоставленного открытому акционерному обществу "Барнаулкапстрой" (далее АО "Барнаулкапстрой"). Постановлением нарушаются права Шабалина П.В., так как согласно проекту планировки и межевания выезды на "адрес" с территории участка с кадастровым номером *** спроектированы через земельные участки, принадлежащие Шабалину П.В.; утвержденная проектом красная линия проходит по межевой границе земельных участков, принадлежащих Шабалину П.В. и земельного участка, предоставленного ОАО "Барнаулкапстрой"; прохождение красной линии по меже земельных участков возлагает на административного истца обязанность обеспечить неограниченному кругу лиц право владения и пользования принадлежащими ему земельными участками, фактически ведет к изменению правового режима их использования, целевого назначения, устанавливает определенные ограничения прав истца относительно возможности застройки.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 07 декабря 2016 года (с учетом определения об исправлении описки от 16 февраля 2017 года) в удовлетворении административных исковых требований отказано полностью.
В апелляционной жалобе Шабалин П.В., действуя через представителя Серову В.В., просит решение суда отменить, принять новое - об удовлетворении административных исковых требований, указывает, что отказ в удовлетворении требований суд обосновал тем, что проект планировки и межевания земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", - произведен в соответствии с Генеральным планом городского округа города Барнаула. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие указанный вывод суда; судом не устанавливалось местоположение границ земельных участков, принадлежащих Шабалину П.В., и местоположение границ выездов на "адрес", запроектированных Генеральным планом, не проводилось сравнение их местоположения относительно друг друга в системе координат и не определялось, совпадают ли их границы; судом не дана оценка имеющимся в материалах дела кадастровым выпискам о земельных участках Шабалина П.В.; доказательств наличия сведений об описании местоположения границ выездов, запроектированных Генеральным планом на "адрес", не имеется. Вывод суда о том, что Шабалин П.В. предоставил свои земельные участки в пользование неограниченному кругу лиц, не соответствует действительности; вывод суда о том, что Шабалин П.В. не лишен возможности передать часть земельного участка в муниципальную собственность, чтобы не платить налоги, не основан на законе.
В представленных возражениях заинтересованные лица Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, АО "Барнаулкапстрой" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Шабалина П.В. - Серова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в ее отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца Шабалина П.В., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Администрации города Барнаула Насырова О.И., заинтересованных лиц Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула Соболеву Е.О., АО "Барнаулкапстрой" Воронкову Т.В., возражавших против жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п.1, 3, 4 ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
Аналогичные положения содержатся в п.29 ст.19 Устава городского округа города - Барнаула Алтайского края.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования являются Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 ГрК РФ). В соответствии с ч.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч.ч.1, 5 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ч.ч.1-3 ст.42 Кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии.
В соответствии ч.ч.1-3 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату утверждения проекта планировки территории земельного участка по адресу: "адрес") подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Порядок утверждения проекта планировки регламентирован ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом ч.5.1 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.
Как следует из обстоятельств дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ Шабалин П.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок является частью территории малоэтажной застройки поселка " ... " (п.5.1 договора).
В дальнейшем из земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами ***.
Постановлением Администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** утвержден проект планировки земельных участков с кадастровыми номерами ***. В дальнейшем из земельных участков были образованы земельные участки, в том числе:
кадастровый *** площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес" на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ;
кадастровый *** площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес". Поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ между Администрацией города Барнаул и АО "Барнаулкапстрой" заключен договор *** аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Предметом аренды является земельный участок из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: в целях малоэтажной застройки с элементами социальной и инженерной инфраструктурой, площадью " ... " кв.м с кадастровым номером *** по адресу: "адрес". Срок действия договора до ДД.ММ.ГГ.
Оспариваемым постановлением утвержден проект планировки и межевания указанного земельного участка.
Из представленной документации по планировки территории следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ***, принадлежащие Шабалину П.В., и земельный участок с кадастровым номером ***, принадлежащий АО "Барнаулкапстрой", являются смежными. На земельных участках, принадлежащих Шабалину П.В., выделена "адрес" с дорогой, проходящей вдоль межи земельных участков Шабалина П.В. и АО "Барнаулкапстрой". Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, фрагмента Генерального плана города Барнаула, земельный участок с кадастровым номером *** представляет собой часть дороги по "адрес". При планировке территории земельного участка по "адрес" красная линия утверждена по меже земельных участков, принадлежащих Шабалину П.В. и АО "Барнаулкапстрой".
Исследовав и сопоставив представленные по запросу судебной коллегии проект планировки земельных участков с кадастровыми номерами *** в городе Барнауле, утвержденный постановлением Администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***, и проект планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала *** по адресу: "адрес", утвержденный постановлением Администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***, судебная коллегия установила, что проектом планировки земельных участков с кадастровыми номерами *** запроектированы красные линии, отделяющие границы зон действия публичных сервитутов, представляющих собой улицы с дорогами. Установление публичных сервитутов в границах земельных участков, принадлежащих административному истцу, является обоснованно разумным, поскольку видом разрешенного использования земельных участков является малоэтажная застройка с объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в связи с чем должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, на которых располагаются индивидуальные жилые дома. При этом из проекта планировки в сопоставлении с фрагментом Генерального плана города Барнаула следует, что на протяжении "адрес" с обеих сторон так же красными линиями установлена зона действия публичного сервитута. Поскольку земельный участок, принадлежащий АО "Барнаулкапстрой", является смежным с земельными участками, на которых находится "адрес", нанесение красной линии по границе земельного участка с кадастровым номером *** (соответственно по границе земельных участков с кадастровыми номерами ***) вдоль "адрес" является правомерным и не противоречит проекту планировки земельных участков с кадастровыми номерами *** в городе Барнауле, утвержденному постановлением Администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***, так как им уже была установлена красная линия на меже участков.
Кроме того, как следует из пояснительной записки проекта планировки земельных участков с кадастровыми номерами 22 ***, для "адрес", местного значения, (сечение 1-1) в пределах территории поселка " ... ", принято три полосы движения с учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей, ширина полос - 3 метра.
В свою очередь указанный проект планировки в данной части не противоречит Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 N 245 (в редакции решения от 28.02.2011 N 450), Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834 (в редакции от 30.10.2015), из которых следует, что названными документами территориального планирования и территориального зонирования на территории поселка " ... " предусмотрена "адрес".
Таким образом, при рассмотрении административного дела не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принятие оспариваемого постановления относится к полномочиям Администрации города Барнаула; постановление соответствует форме, в которой исполнительный орган местного самоуправления вправе принимать нормативный правовой акт; процедура принятия постановления, правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены (ст.ст.48, 49 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789 (в редакции от 30.10.2015). Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации города Барнаула 25.12.2015.
С учетом изложенного оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не устанавливалось местоположение границ земельных участков, принадлежащих Шабалину П.В., и местоположение границ выездов на "адрес", запроектированных Генеральным планом, судом не дана оценка кадастровым выпискам о земельных участках Шабалина П.В., отсутствуют сведения об описании местоположения границ выездов, запроектированных Генеральным планом на "адрес", отклоняются. Судом первой и апелляционной инстанций изучены, проанализированы и сопоставлены все имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства, в том числе документы по планировке и межеванию земельных участков, при этом каких-либо нарушений и несоответствий не установлено.
Доводы жалобы, касающиеся нарушения постановлением прав Шабалина П.В., отмену судебного решения повлечь не могут. В том случае, если административный истец полагает, что нарушаются его субъективные права по владению и пользованию земельными участками, он не лишен возможности защитить их в индивидуальном порядке путем предъявления гражданского иска.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабалина П. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.