Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Кулеш О.А.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Тогульского районного суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года по делу по административному иску прокурора Тогульского района Алтайского края об оспаривании бездействия Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва, прекращении полномочий депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края по избирательному округу *** ФИО1.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тогульского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тогульский район Алтайского края, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва, выразившегося в невыполнении законных требований по прекращению полномочий депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1, в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, доходах супруги за "данные изъяты" год, то есть с несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, возложенных федеральным законом. Просил прекратить полномочия депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о своих доходах, доходах супруги за "данные изъяты" год, то есть несоблюдением ограничений, запретов, обязанностей, возложенных федеральными законами.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с положениями ч.4 ст.12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (в редакции Федерального закона от 03 ноября 2015 года N303-ФЗ), депутаты представительного органа муниципального образования обязаны представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В ходе проверки установлено, что депутатом Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1 сведения о своих доходах и доходах супруги за "данные изъяты" год не представлены, что в соответствии с положениями ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Однако вопрос о прекращении полномочий депутата на повестку дня заседаний ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ не выносился и не рассматривался. В связи с чем прокуратурой района в адрес председателя Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края вынесено представление, вместе с тем решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 до настоящего времени не принято.
Решением Тогульского районного суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва в части невыполнения законных требований о досрочном прекращении полномочий депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1 в связи с неисполнением депутатом ФИО1 обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, доходах супруги за "данные изъяты" год, то есть несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных федеральным законом.
Постановлено со дня вступления настоящего решения в законную силу досрочно прекратить полномочия депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1 в связи с неисполнением депутатом ФИО1 обязанности по предоставлению справок о своих доходах, доходах супруги за "данные изъяты" год, то есть несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей, возложенных федеральными законами.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, полагая, что поскольку он является пенсионером, не работает на нем не лежит обязанность по предоставлению сведений о своих доходах и доходах супруги. Указывает, что судом не установлено, в чем выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Беспалова М.И., возражавшая против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ч.10 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 10.1 этой же статьи полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона N131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации в форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (ч.1 ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч.11 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что депутаты, являясь лицами, замещающими муниципальную должность, обязаны в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В случае непредставления депутатом указанных сведений, его полномочия подлежат прекращению досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования, которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является депутатом Тогульского районного Совета депутатов шестого созыва по избирательному округу ***.
В нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за "данные изъяты" год не представил. Данные обстоятельства ФИО1 не оспариваются. На наличие каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих подаче вышеназванных сведений, последний не ссылался, не приведено таковых и в апелляционной жалобе.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1
Основание для досрочного прекращения полномочий возникло ДД.ММ.ГГ (по истечении установленного законом срока для подачи сведений о доходах). О допущенном ФИО1 нарушении главе Тогульского района ФИО2 стало известно ДД.ММ.ГГ, что подтверждается письменным ответом от ДД.ММ.ГГ ***.
Вместе с тем вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1 на повестку дня заседаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ не выносился и не рассматривался.
ДД.ММ.ГГ прокурором Тогульского района в адрес председателя Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Во исполнение данного представления ДД.ММ.ГГ на рассмотрение сессии Тогульского районного Совета депутатов вынесен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Тогульского районного Совета депутатов ФИО1 Однако решение принято не было (голосовали "за" - 0, "против" - 14, "воздержалось" - 0).
Таким образом, в установленный ч.11 ст.40 Федерального закона срок, представительным органом муниципального образования решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 не принято, что свидетельствует о наличии незаконного бездействия Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва.
Доводы ФИО1 об отсутствии у него обязанности предоставлять сведения о его доходах и доходах его супруги несостоятельны. В силу вышеприведенных положений закона обязанность по предоставлению сведений о доходах не ставится в зависимость от трудоустройства действующего депутата.
Исполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах депутатами обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путем обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, неисполнение депутатом требований действующего законодательства, несоблюдения им ограничений, установленных законом, а также бездействие представительного органа по принятию решения о прекращении его полномочий, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку противоречит основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации и подрывает авторитет власти.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем судом не учтено, что в данном случае способом восстановления права является возложение на Тогульский районный Совет депутатов Алтайского края обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Тогульского районного Совета депутатов Алтайского края шестого созыва по избирательному округу *** ФИО1 в установленном законом порядке.
Решение суда в данной части подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тогульского районного суда Алтайского края от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Уточнить 3 абзац резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
"Возложить на Тогульский районный Совет депутатов Алтайского края шестого созыва обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата по избирательному округу *** ФИО1 в установленном законом порядке и сообщить об исполнении решения суду и прокурору Тогульского района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.