Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Алтайского края Фомина А. Н. на решение судьи Алтайского краевого суда от 05 декабря 2016 года об отмене постановления судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 29 ноября 2016 года, которым
Петоркина Ю. Д., ДД.ММ.ГГ рождения, уроженка "данные изъяты", проживающая по адресу: "адрес", индивидуальный предприниматель,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного приостановления деятельности - осуществления ветеринарной деятельности в ветеринарной клинике " "данные изъяты"" по адресу: "адрес" на 30 суток,
УСТАНОВИЛ:
01 ноября 2016 года исполняющим обязанности Алтайского межрайонного природоохранного прокурора "данные изъяты" С.Н. в отношении индивидуального предпринимателя Петоркиной Ю.Д. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 25 октября 2016 года в 11 часов в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Петоркина Ю.Д. осуществляет ветеринарную деятельность по оказанию услуг неопределенному кругу лиц в ветеринарной клинике " "данные изъяты"", расположенной на первом этаже жилого многоквартирного пятиэтажного дома по адресу: "адрес", что является нарушением пункта 4.10 Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 109 (далее - СНиП 31-01-2003), пункта 4.10 Свода правил СП 54.13330.2011 ""СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778 (далее - СП 54.13330.2011).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 05 декабря 2016 года постановление судьи районного суда отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Петоркиной Ю.Д. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поступившем в Алтайский краевой суд, первый заместитель прокурора Алтайского края Фомин А.Н. просит решение судьи краевого суда изменить, исключив из него вывод об отсутствии оснований для применения пункта 4.10 СП 54.13330.2011 к ранее возведенным объектам, реконструкция или функциональное назначение которых не изменялось после 01 июля 2015 года, ссылаясь на то, что пункт 4.10 СНиП 31-01-2003 в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также с учетом разъяснений, содержащихся в письме Ростехрегулирования от 10 февраля 2005 года N КС-7 "По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 году и не прошедших регистрацию в Минюсте России", письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 сентября 2009 года N 31531-ИП/08 "О применении строительных норм и правил", носит обязательный характер и подлежит применению с 01 октября 2003 года; требования к порядку использования помещений, содержащиеся в пункте 4.10 СП 54.13330.2011, введены в действие с 20 мая 2011 года; вывод о применении СП 54.13330.2011 лишь к введенным в эксплуатацию после их принятия многоквартирным жилым домам нарушает права граждан, обладающих равными правами на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а именно ставит права граждан в зависимость от времени ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; судьей неверно истолкованы положения о начале действия постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", поскольку указанное постановление принято в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ), частью 3 статьи 3 которого установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений; не принята во внимание судебная практика.
27 марта 2017 года в Алтайский краевой суд поступили письменные возражения Петоркиной Ю.Д. и ее защитника "данные изъяты" Т.А., в которых последние просят в удовлетворении протеста прокурора отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Согласно статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в вину индивидуальному предпринимателю Петоркиной Ю.Д. вменялись нарушения пункта 4.10 СНиП 31-01-2003, пункта 4.10 СП 54.13330.2011, выразившиеся в том, что она осуществляет ветеринарную деятельность по оказанию услуг неопределенному кругу лиц в ветеринарной клинике " "данные изъяты"", расположенной на первом этаже жилого многоквартирного пятиэтажного дома.
В силу пункта 4.10 СНиП 31-01-2003 в цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроено-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. Не допускается размещать, в том числе ветеринарные клиники и кабинеты.
Аналогичные положения закреплены в пункте 4.10 СП 54.13330.2011.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья краевого суда исходил из того, что вышеуказанный жилой дом построен в 1974 году, перевод квартиры N 106 в нежилое помещение осуществлен в 2005 году, ветеринарная клиника в данной квартире размещена Петоркиной Ю.Д. в 2006 году, доказательства изменения функционального назначения спорного помещения или реконструкции после 01 июля 2015 года в материалах дела отсутствуют, в связи с чем соблюдение лицом, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, пункта 4.10 СП 54.13330.2011 не являлось обязательным.
С такими выводами судьи краевого суда следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении положений статей 24.1, 26.1, 26.2, 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и свидетельствуют о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Довод протеста о том, что пункт 4.10 СП 54.13330.2011 подлежит обязательному применению с 20 мая 2011 года, отклоняется в силу нижеследующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 6 названного Федерального закона установлено, что национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень), в который включен СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", в том числе разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 - 4.7, абзацы третий - шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов "все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч"), 4.11, 4.12).
В силу пункта 1.1 СП 54.13330.2011 настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 вышеуказанный Перечень, в том числе в части пункта 4.10 СП 54.13330.2011 вступает в силу с 01 июля 2015 года.
Данный вывод также следует из анализа положений пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, которым установлено, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 июля 2015 года и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р.
До утверждения Перечня пункт 4.10 СП 54.13330.2011 был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 июня 2010 года N 2079, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, законодательство не содержит положений о распространении пункта 4.10 СП 54.13330.2011 на ранее возведенные объекты, реконструкция которых не проводилась после 01 июля 2015 года, то есть в период, когда данный пункт стал обязательным для применения.
Довод протеста о том, что пункт 4.10 СНиП 31-01-2003 в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также с учетом разъяснений, содержащихся в письме Ростехрегулирования от 10 февраля 2005 года N КС-7 "По вопросу действия СНиП, принятых в 2003 году и не прошедших регистрацию в Минюсте России", письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 сентября 2009 года N 31531-ИП/08 "О применении строительных норм и правил", носит обязательный характер с 01 октября 2003 года, основан на неверном толковании закона.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 42 Федерального закона N 384-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти произведена актуализация указанных строительных норм и правил и включение их в вышеуказанный Перечень, в результате применения которого на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.
При этом, как разъяснено в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов", в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил, их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в перечни национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона. В вышеуказанном Перечне СНиП 31-01-2003 не значится среди обязательных для исполнения, в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р, и действовавший в период с 21 июня 2010 года по 30 июня 2016 года, пункт 4.10 СНиП 31-01-2003 также не был включен, в связи с чем мог применяться только на добровольной основе.
Ссылка в протесте на то, что применение СП 54.13330.2011 лишь к введенным в эксплуатацию после их принятия многоквартирным жилым домам нарушает права граждан, обладающих равными правами на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, не принимается во внимание, поскольку не опровергает вывод судьи краевого суда об отсутствии в действиях Петоркиной Ю.Д. состава вмененного правонарушения.
Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, вопреки доводу протеста, вступил в силу согласно пункту 5 данного постановления с 01 июля 2015 года.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Алтайского краевого суда от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, протест первого заместителя прокурора Алтайского края Фомина А. Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.