Председатель Верховного Суда КБР Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Зольского районного суда КБР от 24.09.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Карапетяна Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Армении, проживающего по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
29.04.2016 года гражданин Армении Карапетян Р.К. в целях трудоустройства въехал в Российскую Федерацию (далее РФ) в порядке, не требующем получения визы. При этом по прибытии на территорию РФ Карапетяну Р.К. была выдана миграционная карта, согласно которой срок его пребывания в РФ изначально был ограничен 90 днями, то есть до 29.07.2016 года.
24.09.2016 года при проверке документов пассажиров транспортного средства, следовавшего в Республику Армению, "данные изъяты" сотрудники МВД РФ установили, что в срок, указанный в миграционной карте, Карапетян Р.К. территорию РФ не покинул и не имеет при себе документов, подтверждающих его право на пребывание на территории РФ после 29.07.2016 года. В связи с этим Карапетян Р.К. был доставлен в ОМВД России по Зольскому району КБР для разбирательства в целях установления законности его пребывания на территории РФ.
В тот же день УУП отдела МВД России по Зольскому району КБР "данные изъяты" ФИО2 в отношении Карапетяна Р.К. был составлен протокол об административном правонарушении "данные изъяты" N, согласно которому названный гражданин Армении совершил правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, выразившееся в нарушении режима пребывания на территории Российской Федерации путем невыезда за ее пределы по истечении срока пребывания, установленного до 29.07.2016 года.
По результатам рассмотрения протокола "данные изъяты" N от 24.09.2016 года судья Зольского районного суда КБР вынес постановление от 24.09.2016 года, согласно которому Карапетян Р.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, вышеуказанное постановление судьи Зольского районного суда КБР не обжаловалось, Верховным Судом КБР не пересматривалось и вступило в законную силу.
29.03.2017 года защитник ФИО1., действовавший на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, подал в Верховный Суд КБР жалобу в интересах гражданина Республики Армении Карапетяна Р.К., содержащую просьбу постановление судьи Зольского районного суда от 24.09.2016 года отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование автор жалобы указал, что по состоянию на 24.09.2016 года гражданин Армении Карапетян Р.К. на территории Российской Федерации пребывал законно. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от 20.01.2017 года, из которого следует, что Карапетян Р.К. продолжает состоять на миграционном учете как лицо, имеющее право находиться на территории России до 12.05.2017 года. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении Карапетяном Р.К. были даны письменные объяснения, в которых он ясно указал, что в России находится на законных основаниях, но подтверждающих это обстоятельство документов, при себе не имеет, поскольку не был осведомлен о такой необходимости. С учетом пояснений лица, привлекавшегося к административной ответственности, а также того факта, что Республика Армения является членом договора ЕВРАЗЕС, сотрудники органов внутренних дел и судья, в целях обеспечения полноты и всесторонности производства, были обязаны запросить в УФМС РФ по КБР информацию о наличии у Карапетяна Р.К. оснований для законного пребывания на территории РФ после 29.07.2016 года. Однако, поскольку этого сделано не было, автор жалобы считает, что виновность Карапетяна Р.К. в нарушении режима пребывания на территории РФ путем невыезда за ее пределы по истечении срока пребывания, осталась недоказанной. Одновременно защитник указал, что в нарушение действующих процессуальных норм Карапетяну Р.К., являющемуся гражданином иностранного государства, не были предоставлены переводчик и защитник. Прямым следствием этих нарушений стало то, что привлекавшееся к административной ответственности лицо не смогло самостоятельно отстоять свои права и в ходе судебного заседания доказать, что находится на территории РФ на законных основаниях. Помимо этого автор жалобы считает, что назначенное Карапетяну Р.К. наказание в виде административного выдворения за пределы РФ, сопряженное с последующим длительным запретом на въезд в РФ, является несоразмерным ввиду чрезмерной суровости. Из-за этого последний разлучен с проживающими в России близкими людьми, а именно с сыном, женатым на гражданке РФ, и родной сестрой, также являющейся гражданской РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении применительно к заявленным защитником ФИО1 доводам и требованиям, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.5 Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, оговоренных законом.
Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При этом ст.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения "О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения" от 25.09.2000 года установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев.
В соответствии же с п.п.1, 2, 5 и 9 ст.97 Договора "О Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных данным Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
При этом Договор от 10.10.2014 года "О присоединении Республики Армения к "Договору о Евразийском экономическом союзе" от 29.05.2014 года ратифицирован Федеральным Законом от 22.12.2014 года N420-ФЗ. Соответственно, Договор "О присоединении Республики Армения к "Договору о Евразийском экономическом союзе" на территории РФ уже действует и подлежит применению.
Анализируя содержание приведенных, взаимосвязанных правовых норм, прихожу к выводу, что граждане Республики Армения, прибывшие в порядке, не требующем получения визы, и трудоустроившиеся либо заключившие в РФ гражданско-правовые договоры, вправе находиться на ее территории в течение всего срока действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг), даже если этот срок превышает 90 дней.
Таким образом, одним из обстоятельств, имевших значение для правильного разрешения дела и подлежавших в силу ст.26.1 КоАП РФ установлению должностным лицом ОМВД России по Зольскому району и судьей Зольского районного суда, являлось наличие или отсутствие у Карапетяна Р.К. на 24.09.2016 года действующих трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем или заказчиком - резидентом РФ.
Однако, как следует из материалов дела, в частности протокола судебного заседания, обозначенное обстоятельство, в нарушение ст.24.1 КоАП РФ, несмотря на письменные объяснения Карапетяна Р.К. о законности его нахождения в России и об его пребывании на миграционном учете в "адрес", в ходе рассмотрения дела должным образом не выяснялось и не проверялось.
В тоже время, вместе с жалобой защитником ФИО1 в Верховный Суд КБР представлена светокопия уведомления, поступившего в УФМС России по Краснодарскому краю от заказчика, подтверждающего факт заключения 12.05.2016 года Карапетяном Р.К. гражданско-правового договора на 1 год с ФИО3 на оказанием услуг в качестве "данные изъяты".
Помимо этого в Верховный Суд КБР представлен подлинник ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 20.01.2017 года N на адвокатский запрос, согласно которому Карапетян Р.К. состоит на миграционном учете с 12.05.2016 года до 12.05.2017 года по адресу: "адрес".
Таким образом, вместе с жалобой защитником представлены документы, опровергающие преждевременные выводы, содержащиеся в постановлении судьи Зольского районного суда от 24.09.2016 года, и, одновременно, подтверждающие законность нахождения Карапетяна Р.К. на территории РФ после 29.07.2016 года, изначально указанного в его миграционной карте в качестве последнего дня временного пребывания в РФ.
Вместе с тем, поскольку уведомление заказчика ФИО3 о заключении с Карапетяном Р.К. гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) представлено в Верховный Суд КБР в виде незаверенной светокопии, достоверность содержащихся в нем сведений подлежит дополнительной проверке, а потому в основу окончательных выводов по делу они положены быть не могут.
В соответствии с ч.1 и п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из изложенного, полагаю, что существенные нарушения, допущенные в ходе производства по делу, выразившиеся в непринятии УУП отдела МВД России по Зольскому району КБР и судьей Зольского районного суда мер к всестороннему и полному установлению имеющих значение обстоятельств, а именно в уклонении от истребования из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю официальных сведений о законности пребывания Карапетяна Р.К. на территории РФ, влекут необходимость отмены постановления судьи с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого следует надлежащим образом исполнить возложенные на суд первой инстанции обязанности, оговоренные в ст.24.1, ст.26.1, ч.1 и ч.2 ст.26.9, ст.26.10, п.5 ст.29.1 КоАП РФ, и принять процессуальное решение по протоколу об административном правонарушении "данные изъяты" N на основе объективной оценки доказательств, содержащих достоверные сведения относительно законности пребывания Карапетяна Р.К. на территории РФ после 29.07.2016 года.
Руководствуясь п.3 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Зольского районного суда КБР от 24.09.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения Карапетяна Р.К. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения Карапетяна Р.К. направить на новое рассмотрение в Зольский районный суд.
В остальной части жалобу защитника ФИО1 оставить без удовлетворения
Председатель
Верховного Суда КБР Ю.Х.Маиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.