Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 18 апреля 2017 г. по делу N 33а-137/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Литвинова В.С., при секретаре Малышевой А.И., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 28 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Жука Ю. А. об оспаривании действий начальника Ахтубинского территориального отделения Астраханской области ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее по тексту "Югрегионжилье"), связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Литвинова В.С., судебная коллегия, -
установила:
Обжалуемым судебным актом отказано в удовлетворении административного иска Жука, оспорившего законность действий начальника Ахтубинского территориального отделения Астраханской области ФГКУ "Югрегионжилье", связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в целях обеспечения жилищной субсидией.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, Жук в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что при вынесении решения суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Как указывает Жук, он проходил военную службу в войсковой части _ и уволен в запас в августе 2010 года по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В период прохождения военной службы, в 1988 году, он на состав семьи 3 человека был обеспечен жилым помещением по адресу: _ В декабре 2002 года его брак был расторгнут.
В 2015 году он обратился в ФГКУ "ЮРУЖО" с заявлением о признании его нуждающимся в жилье по договору социального найма, но ему в этом было отказано.
В 2016 году он обратился в отделение ФГКУ "ЮРУЖО" с аналогичным заявлением, однако получил незаконный отказ.
Далее в обоснование жалобы Жуком проводится анализ требований п. 47 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота", приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений Управления делами Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2006 года N 205/12501, Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, которым были утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, которым утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
На основании этого анализа автором жалобы делается вывод о незаконности решения суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вышеуказанные мотивы, по которым административный истец считает оспариваемые действия должностного лица незаконными, были известны суду первой инстанции при принятии решения, однако они, вопреки содержащемуся в апелляционной жалобе утверждению, о его ошибочности не свидетельствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Позиции административного истца, по своему содержанию аналогичной доводам его апелляционной жалобы, судом в решении дана надлежащая оценка, которая сомнений в своей правильности у судебной коллегии не вызывает.
По делу установлено, что подполковник запаса Жук проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части _, первый контракт о прохождении которой заключил в декабре 1994 года.
Приказом Главнокомандующего ВВС от 9 августа 2010 года N 0534 он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на ней (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе"), а приказом командира в/ч _ от 31 декабря 2010 года N 497 с 31 декабря 2010 года исключен из списков личного состава воинской части. Ообщая продолжительность военной службы истца составляет более 30 лет.
В 1988 году Жук на состав семьи 3 человека был обеспечен жилым помещением по адресу: _ (общая площадь 52,1 кв. м, жилая площадь 28,2 кв. м), в котором он зарегистрирован до настоящего времени. В декабре 2002 года брак между истцом и Ю. был расторгнут.
Решением начальника ФГКУ "ЮРУЖО" от 18 мая 2015 года N 136 Жуку отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку он и члены его семьи ранее были от Министерства обороны СССР обеспечены жилым помещением, а при подаче документов в жилищный орган в марте 2015 года Жук утратил статус военнослужащего и был обеспечен жилым помещением согласно учетной норме в г. Ахтубинске.
Согласно копии сообщения начальника отделения ФГКУ "ЮРУЖО" от 30 августа 2016 года N 1893 Жуку отказано в принятии на жилищный учет, так как ранее начальником ФГКУ "ЮРУЖО" по аналогичному заявлению истца было принято решение от 18 мая 2015 года N 136.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из правовой позиции, основанной на системном толковании статьи 51 Жилищного кодекса РФ и положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Так, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до увольнения истца с военной службы), военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В свою очередь, возможность обеспечения уволенных с военной службы граждан субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) была введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым обеспечение граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы, был поставлен в зависимость от нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как указано в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Пунктом 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа и должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания обстоятельства нарушения прав и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд с административным исковым заявлением.
Возможность обеспечения определенной категории военнослужащих и уволенных с военной службы граждан субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) была введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510, жилищная субсидия предоставляется указанным лицам и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Минобороны России.
По смыслу требований п. 1 действующей по настоящее время Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, принятие военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и последующая реализация их права на жилище, как и ранее, носят заявительный характер и осуществляются на основании их обращений (рапорта, заявления) в период военной службы в жилищную комиссию по месту прохождения службы или соответствующий уполномоченный жилищный орган Минобороны России.
Таким образом, Жук был вправе поставить перед жилищным органом вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях по избранному после увольнения постоянному месту жительства в году его увольнения со службы по вышеназванному основанию.
Между тем, как видно из материалов дела, Жук был обеспечен жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы в г. Ахтубинске и каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания либо об обращении по данному вопросу до увольнения с военной службы в жилищную комиссию воинской части или соответствующий уполномоченный жилищный орган Минобороны России, и подтверждающих нарушение права на жилище, Жуком, как того требуют положения ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суду не представлено.
Поскольку на момент увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) Жук не состоял, а его обращение по данному вопросу в жилищный орган впервые состоялось в 2015 году, то есть за рамками военной службы, когда он утратил статус военнослужащего и связь с военным ведомством, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции, правильно проанализировав вышеуказанные обстоятельства и правовые нормы, пришел к верному выводу о том, что правом на обеспечение жильем за счет Минобороны России заявитель, как не отвечающий установленным требованиям, не обладает.
При таких обстоятельствах оспоренные Жуком действия начальника Ахтубинского территориального отделения Астраханской области ФГКУ "Югрегионжилье", незаконными не являются.
Не свидетельствуют об ошибочности принятого судом решения и содержащиеся в жалобе ссылки на различные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, поскольку они основаны на на неверном толковании содержащихся в них положений.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 28 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Жука Ю. А. об оспаривании действий начальника Ахтубинского территориального отделения Астраханской области ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.