Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 18 апреля 2017 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года в отношении
СПб ГБУЗ "Городская больница N 14", ИНН 7805045350, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул.Косинова, д.19/9,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" о привлечении к административной ответственности по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" обвинялось в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а именно: в рамках внеплановой документарной проверки, проведенной в период с "дата" по "дата", в СПб ГБУЗ "Городская больница N 14", по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", на "дата" 15 час. 00 мин. установлено, что Учреждение осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований (лицензия ЛО-78-01-006546 от 08.02.2016), предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности: в хирургическом отделении отсутствует следующее оборудование, обязательное наличие которого предусмотрено приложением N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 992Н: система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума, стерилизатор для инструментов; в операционном отделении отсутствует: термоматрас для операционного стола, контейнер (емкость) для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинских изделий (балансовая, забалансовая ведомость, сведения об оснащении учреждения), тем самым нарушены положения п.п. "а" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, ч.1 ст.37 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", положения N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н.
Главный государственный инспектор отдела контроля и надзора за медицинской, фармацевтической деятельностью и деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Территориального органа Росздравнадзора по СПб и ЛО " ... " О.В., обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления, по следующим основаниям. В соответствии с п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, перечисленные в п.4, в том числе: б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимые для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; а также перечисленные в данном пункте и в частности: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и п.п. "а", "б", "а1" п.5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"(п.6 Положения). Согласно п.1 ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, При этом к таким нарушением лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Проведенной проверкой установлено, что как на момент оказания медицинской помощи " ... " Б.М., а также на момент проверки, в хирургическом отделении отсутствует следующее оборудование, обязательное наличие которого предусмотрено Порядком: система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума, стерилизатор для инструментов; в операционном отделении - термоматрас для операционного стола, контейнер (емкость) для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинских изделий. Факт правонарушения подтверждается собранными доказательствами. Недостаточное финансирование и принятие учреждением все зависящих от него мер, не должно повлечь прекращения производства по делу. Учреждением в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вправе выполнять работы, оказывать услуги за плату. Исходя из положений п.2.4 Устава Учреждение вправе осуществлять сверх установленного государственного задания, ряд видов деятельности, приносящих доход (оказание платных медицинских услуг), таким образом, Учреждение имеет возможность для привлечения денежных средств в целях исполнения требований законодательства. Невыполнение Учреждением требований и нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия, способствует возникновению причинения вреда и приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья пациентов - одно отсутствие стерилизаторов для инструментов на гнойном хирургическом отделении больницы влечет прямую угрозу жизни и здоровью граждан. При таких условиях, дальнейшее осуществление лицензируемого вида деятельности Учреждением создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, как находящихся на лечении, так и тех который поступят в будущем.
Законный представитель СПб ГБУЗ "Городская больница N14" - главный врач " ... " И.М. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, возражала против удовлетворения жалобы. По существу дела пояснила, что до 2011 года отсутствовал Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", следовательно, обязательность требований по оснащению хирургического отделения системой разводки нормативными документами не предусматривалась. Все работы по капитальному ремонту в Больнице, проводимые после 2011 года, осуществляются обязательным оснащением ремонтируемых отделений системой разводки. Осуществление работ по капитальному ремонту отделения N 4, в том числе и оснащение его системой разводки газов, производятся за счет субсидий из городского бюджета на основании заявок больницы в Комитет по здравоохранению. Хирургическое отделение N 4 находится в плане капитального ремонта. Заявки в Комитет по здравоохранению подаются ежегодно (2016, 2017 года). С целью предотвращения риска негативных последствий данного нарушения использована альтернатива, предусмотренная в Порядке оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года N 919н, а именно: в отделении применяются концентраторы кислорода. По вопросу отсутствия стерилизатора для инструментов в хирургическом отделении и контейнера (емкости) для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации в операционной пояснила, что в больнице имеется централизованное стерилизационное отделение, оснащенное технологичным оборудованием, где проводятся все этапы и предстерилизационной очистки, и стерилизации на высочайшем уровне с исключением контакта медицинского персонала с инфицированным материалом. Таким образом, отсутствие стерилизатора для инструментов в хирургическом отделении и контейнера (емкости) для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации в операционной не создает угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. По вопросу отсутствия термотматраса для операционного стола в операционной, пояснила, что операции по вскрытию гнойного очага очень непродолжительные - в среднем 10-15 минут, и столы имеют специальное покрытие, параметры микроклимата в больнице соответствуют нормам. До настоящего времени данное нарушение ни в одном случае не повлекло риска причинения вреда здоровью граждан, более того, отсутствовала необходимость его применения. Фактически в операционной имеется термоматрас, но он не использовался. При дефиците бюджетного финансирования, больнице по договору благотворительного пожертвования 01.02.2017 передан термоматрас. Выявленные нарушения не повлекли за собой последствия перечисленные в ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Денежные средства, полученные от оказания больницей платных услуг, были направлены на оснащение платных палат и на оплату услуг, предоставляемых гражданам в рамках ОМС.
Главный государственный инспектор отдела контроля и надзора за медицинской, фармацевтической деятельностью и деятельностью связанной с ортом наркотических средств и психотропных веществ Территориального органа Росздравнадзора по СПб и ЛО " ... " О.В. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, доводы жалобы поддержала, дополнив, что согласно балансовой ведомости, на денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, Учреждение приобрело микроволновые печи, плиты, овощерезки, телевизоры, радиотелефоны, хотя могло закупить необходимое оборудование, инструменты. Деньги, поступившие в результате оказания пациентам платных услуг, Учреждение не могло потратить в рамках оказания ОМС, так как это разные статьи расхода, разный источник финансирования.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Примечанием к ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее по тексту Положение), осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и п. п. "а, б", и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Пунктом "б" ст.4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности далее - лицензия), являются наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-9 к настоящему Порядку.
Согласно приложению N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" в стандарт оснащения хирургического отделения входят, в том числе, система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума, стерилизатор для инструментов; в операционном отделении термоматрас для операционного стола, контейнер (емкость) для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинских изделий (балансовая, забалансовая ведомость, сведения об оснащении учреждения), что отсутствовало в хирургическом отделении СПБ ГУБЗ "Городская больница N 14" в период проверки.
Вывод суда о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионного законодательства, материалами дела не подтверждается, поскольку в материалах дела отсутствуют обращения главного врача в Комитет по здравоохранению с заявками о необходимости выделения денежных средств для оснащения больницы необходимым для соблюдения лицензирования оборудованием, а также документы, подтверждающие отсутствие у юридического лица средств на их приобретение. Не были оценены доводы о возможности оказания больницей платных услуг как дополнительного источника финансирования.
Таким образом, судом не выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи и направление дела на новое рассмотрение.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ, в отношении СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, в отношении СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" возвратить в Кировский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья И.Е.Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.