Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стешовиковой И.Г.
судей
Утенко Р.В.
Венедиктовой Е.А.
при секретаре
Нигматьяновой Н.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2017 года апелляционную жалобу ПАО КБ "Восточный" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года по гражданскому делу N 2-1770/2016 по иску Чикишева А. Ф. к ПАО КБ "Восточный" об обязании предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г., объяснения представителя ответчика - Бездольной Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Чикишев А.Ф. обратился в суд с иском к ПАО КБ "Восточный", указывая, что 30.03.2013 между сторонами заключен кредитный договор, однако у истца отсутствует ряд документов, в связи с чем, 25.12.2015 он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить следующие документы: копию кредитного договора, копию типовых условий кредитования на дату заключения договора, тарифы банка на дату заключения кредитного договора, расчет минимального обязательного платежа с даты заключения кредитного договора по дату обращения, выписку из лицевого счета, открытого для учета выделенного кредита и сумм, направленных на его погашения с 30.03.2012 по настоящий момент, условия страхования с описанием Программы страхования жизни и трудоспособности заемщиков и держателей кредитных карт на дату заключения кредитного договора, условия присоединения к Программе на дату заключения кредитного договора, договор об оказании услуг, оказываемых банку заемщику в рамках присоединения к Программе, договор страхования от несчастных случаев и болезней от 01.11.2011, страховой полис по договору страхования. В ответ на заявление банком предоставлена выписка по счету, однако иные документы не предоставлены, при этом банк потребовал оплаты за предоставление копий трех документов, что нарушает права истца, как потребителя, и в связи с чем, истец просит обязать предоставить указанные документы, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей, расходы на представителя и юридические услуги в сумме 20 000 рублей и расходы на оформление доверенности в сумме 1200 рублей.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30.05.2016 ПАО КБ "Восточный" обязан предоставить истцу копии документов по кредитному договору в редакции на 30.03.2012, а именно: типовые условия кредитования счета, тарифы банка, условия страхования с описанием Программы страхования жизни и трудоспособности заемщиков и держателей кредитных карт, условия присоединения к Программе страхования, договор об оказании услуг, оказываемых банку заемщиком в рамках присоединения к Программе страхования, договор страхования от несчастных случаев и болезней.
С ПАО КБ "Восточный" в пользу Чикишева А.Ф. взыскана компенсация морального вреда в сумме 1 000 рублей, расходы на представителя в сумме 10 000 рублей.
С ПАО КБ "Восточный" в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 12 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что между сторонами 30.03.2012 заключено соглашение о кредитовании счета в ОАО "Восточный экспресс банк". По условиям соглашения банк предоставляет кредит в сумме 450 000 рублей под 19% годовых с условием полной стоимости кредита в размере 32%.
В заявлении о предоставлении кредита отражены все существенные условия кредитования, в том числе минимальный и максимальный размеры ежемесячного платежа, состав МОП, условия кредитования, продолжительность и дата начала платежного периода, меры ответственности за нарушение срока внесения МОП и другие.
Оценивая доводы истца в части в части обязания банка выдать копию соглашения о кредитовании счета, расчеты МОП и выписку по счету, суд обосновано не усмотрел оснований для удовлетворения данных требований, поскольку указанная информация истцу предоставлена при заключении договора и банк при повторном истребовании данных документов вправе требовать плату за изготовление их копий, однако поскольку истцом затраты на изготовление копий не возмещены, то документы банком не выданы.
Кроме того, в отсутствие доказательств оформления страхового полиса по договору страхования от 30.03.2012, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требований об обязании банка выдать страховой полис.
Удовлетворяя заявленные требования в отношении истребования иных документов, суд первой инстанции, руководствуясь Законом РФ "О защите прав потребителей", ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности", учитывая, что истец предпринимал действия по досудебному урегулированию возникшего вопроса, пришел к вывод, что истец является потребителем и вправе требовать от исполнителя услуги информацию о состоянии его лицевого счета, истребовать необходимые документы и выписки, которые должны быть ему предоставлены бесплатно.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в части удовлетворенных требований находит ошибочными и основанными на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, постановленными с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и принятыми в соответствии с ним иными правовыми актами.
Пункт 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Указанной нормой Закона о защите прав потребителей установлена, в том числе, обязанность банка - исполнителя финансовой услуги до заключения договора о предоставлении услуги предоставить физическому лицу - потребителю полную информацию в целях обеспечения возможности ее правильного выбора.
В данном случае в исковом заявлении поставлен вопрос не о нарушении права на информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуги, принимая также во внимание, что запрашиваемые документы относятся к уже заключенному истцом договору, а о предоставлении копий документов, касающихся исполнения договора, операций, совершенных по текущему счету, в связи с чем не усматривается оснований для вывода о нарушении ответчиком прав истца в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей", на получение информации, обеспечивающей возможность правильного выбора услуги.
В силу статьи 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Сведения о клиенте банка и открытом ему банковском счете, содержащиеся в кредитном договоре и приложениях к нему, в также сведения об операциях по банковскому счету, формирующиеся в кредитной организации в процессе осуществления банковской деятельности, являются банковской тайной.
Необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны является соблюдение процедуры идентификации личности клиента либо его представителя, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов (сведений).
Таким образом, сведения, содержащие информацию о клиенте, банковском счете, операциях по нему могут быть предоставлены банком самому клиенту (заемщику) либо его представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия, что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в банк. В случае невозможности установления личности клиента либо его представителя банк не вправе предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалы дела не содержат достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что ответчиком допущено нарушение права истца на получение копий испрашиваемых документов при личном обращении Чикишева А.Ф. в офис Банка.
Претензия в адрес банка, включающая требование о выдаче копий вышеуказанных документов, содержащих сведения, отнесенные к банковской тайне, была направлена в банк посредством почтовой связи, что не позволяло банку надлежащим образом идентифицировать отправителя требования как лицо, имеющее право на получение испрашиваемых копий документов. Предоставление запрашиваемой информации и копий документов в указанной ситуации противоречит пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса РФ.
Доказательства, подтверждающие факт личного обращения истца, либо его представителя с документами, удостоверяющими личность и полномочия представителя, в отделение банка по месту оформления кредитного договора, на который имеется ссылка в исковом заявлении, и отказа банка в выдаче испрашиваемых истцом копий документов, суду не представлено.
Поскольку судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика предоставить документы, то также не имеется оснований для удовлетворения требований о компенсация морального вреда, учитывая, что данные требований производны от основного иска.
В связи с изложенным, постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Чикишева А. Ф. к ПАО КБ "Восточный" об обязании предоставить документы, взыскании компенсация морального вреда, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.