Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л.,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Александровой Д.Э.
рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2017 года апелляционную жалобу Фоменко А. И. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу N 2-8923/2016 по иску Фоменко А. И. к Государственному учреждению - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Зеленской Е.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фоменко А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ЛРО ФСС РФ), просил признать право Фоменко А.И. на санаторно-курортное лечение посредством предоставления санаторно-курортной путевки в 2015 году за счет средств перечисленных ответчику из федерального бюджета, признать ответчика как "исполнителя", не оказавшего в 2015 услугу в санаторно-курортном лечении "потребителю" Фоменко А.И., признать незаконными действия ответчика по исключению Фоменко А.И. из списков очередников (электронная версия) нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2016 году, обязать ответчика предоставить истцу санаторно-курортную путевку по профилю заболевания в 2016 году по неисполненному обязательству 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории граждан, которым в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" предоставляется социальная услуга в виде санаторно-курортного лечения по профилю заболевания. На основании представленных 03 февраля 2015 года документов в ГУ-ЛРО ФСС РФ Фоменко А.И. уведомлен о постановке его на учет под номером 27 для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю "заболевание нервной системы".
В течение 2015 года номер очереди для Фоменко изменился на две единицы и к 2016 году его номер очереди стал N ... Несмотря на неоднократные письменные требования Фоменко А.И., ГУ-ЛРС ФСС РФ не выделила в 2015 году Фоменко А.И. санаторную путевку, таким образом социальная услуга в виде санаторно-курортного лечения по профилю заболевания за 2015 год не оказана.
В течение 2015 года Фоменко А.И. не получал денежную компенсацию из набора социальных услуг, которая поступала в фонд ГУ ЛРО-ФСС РФ, полагая, что ему будет предоставлена услуга в натуральной форме. Эти деньги являются собственностью Фоменко, но по настоящее время этими денежными средствами пользуется ответчик без согласия истца.
В 2016 году Фоменко А.И. реализовал свое право на получение социальной помощи в виде получения ежемесячной денежной выплаты вместо натуральной услуги - санаторно-курортного лечения в течение 2016 года, что явилось для Фоменко А.И., вынужденной мерой по защите своих прав в ответ на недобросовестность ответчика по исполнению возложенных на него требований закона.
ГУ - ЛРО ФСС РФ не выполнило своего обязательства перед Фоменко А.И. об оказании услуги за 2015 год в виде выделения санаторно-курортной путевки и тем самым у ГУ - ЛРО ФСС РФ возник долг перед Фоменко А.И. В 2016 году ГУ - ЛРО ФСС РФ отказывается исполнить свою обязанность по предоставлению санаторной путевки Фоменко А.И. за 2015 год, исключив его из электронной очереди лиц, стоящих на учете для получения санаторной путевки в 2016 году. В федеральном законе N 178-ФЗ не отражена зависимость получения путевки в порядке очереди и переносе этого права на следующие календарные годы. В нарушение ч. 2 статьи 6.3 федерального закона N 178-ФЗ, ст. 16 федерального закона "О защите прав потребителей", ГУ-ЛРО ФСС РФ пытается изменить условия договора предоставления услуги в выгодном для себя свете воздействуя на высоко развитое у инвалидов чувстве совести, неспособности инвалидов защитить свои права из-за отсутствия профессиональных юридических знаний, физических сил и материальных возможностей, в связи с чем, истец вынужден обратиться с иском в суд.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Фоменко А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Фоменко А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции Фоменко А.И., не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Вступившим в законную силу 03 февраля 2016 года решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2015 года по гражданскому делу N ... по иску Фоменко А. И. к Государственному учреждению - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить санаторно-курортную путевку в течение 2015 года, в удовлетворении указанных требований отказано.
Указанным решением установлено, что 03 февраля 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году, с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в прохождении санаторно-курортного лечения.
Письмом N ... л от 14 июля 2015 года Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации истец поставлен на учет на получение санаторно-курортной путевки по профилю лечения - "болезни нервной системы". При этом заявителю разъяснено, что по мере закупки путевок соответствующего профиля лечения, в порядке сложившейся очередности истец будет проинформирован о сроке получения санаторно-курортной путевки.
10 сентября 2015 года истец подал в УПФР в Волховском районе Ленинградской области заявление об отказе от получения набора социальных услуг, которым отказался от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1.1 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Письмом N М-10/4712-463л от 10 мая 2016 года Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сообщило истцу, что в связи с тем, что в 2016 году истец получает государственную социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты, его право на получение набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения в указанный период приостановлено. Оснований для предоставления путевки истцу на санаторно-курортное лечение в 2016 году за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п.8 ст.6.1). В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст.6.2). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.6.5).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328.
В соответствии с данным порядком гражданин обращается в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N070/у-04. Территориальные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления и справки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.3.9 Порядка).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение содержится в пункте 19 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N271 (далее по тексту -Административный регламент).
В соответствии с пунктами 1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам го
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4,11,19-21 Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона N 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 686-0).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ либо органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец реализовал свое право на отказ от получения санаторно-курортного лечения в натуральной форме, заменив его государственной социальной помощью в виде ежемесячной денежной выплаты, поэтому оснований для предоставления ему набора социальных услуг в натуральной форме в 2016 году не имеется.
Также суд первой инстанции указал, что путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления в подсистеме ФСС ЕИИС "Распределение льготных путевок". При этом при отказе от натуральной формы социальных услуг, право на такое обеспечение, в том числе и нереализованное в текущем году, прекращается.
Истец по объективным причинам снят с очереди на получение санаторно-курортной путевки за 2015 год. При этом истцу не было отказано в ее выделении и за ним сохранялось право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения в 2016 году в порядке сложившейся очередности, однако истец таким правом не воспользовался, отказавшись от набора услуг.
В случае предоставления Фоменко А.И. путевки в 2016 году одновременно с ежемесячной денежной выплатой в части оплаты социальной услуги, истец получил бы двойное обеспечение, что противоречит ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, которой предусмотрена возможность получения государственной помощи в натуральной форме или в денежном выражении.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец вынужден был написать заявление об отказе от предоставления санаторно-курортного лечения в натуральной форме и выбрать денежную компенсацию, поскольку ответчик умышленно не исполнял требования закона, судебная коллегия полагает необоснованными.
Возникновение очередности на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение вызвано недостаточным финансированием ГУ - ЛРО ФСС РФ, в связи с чем, действия ответчика по предоставлению путевок в порядке очередности не могут быть расценены как умышленное нарушение норм действующего законодательства.
Материалами дела подтверждено, что истец реализовал свое право на замену предоставления санаторно-курортного лечения денежной выплатой, в связи с чем нарушений прав истца в данном случае судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоменко А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.