Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Бутковой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-12992/2016 по апелляционной жалобе Калошиной Н. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 ноября 2016 года по административному иску Калошиной Н. В. к Главе муниципального образования - Председателю Муниципального совета Муниципального образования посёлок Левашово Иванову О.Д. об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административного истца Андреева В.О. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Калошина Н.В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Главе муниципального образования - Председателю Муниципального Совета муниципального образования поселок Левашово Иванову О.Д., в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в отказе подписывать и обнародовать решения, принятые на заседании Муниципального совета 16 июня 2016 года.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Калошина Н.В. просила суд возложить на Главу муниципального образования Иванова О.Д обязанность подписать и обнародовать решения Муниципального совета от 16 июня 2016 года.
В обоснование заявленных требований Калошина Н.В. ссылалась на то обстоятельство, что 16 июня 2016 года на заседании Муниципального Совета муниципального образования поселок Левашово приняты решения по следующим вопросам повестки дня собрания: об отмене распоряжения главы муниципального образования поселок Левашово от 01 июня 2016 года N ... "О применении дисциплинарного взыскания", о признании отчета главы муниципального образования поселок Левашово за 2014 год неудовлетворительным, о наделении адвоката С. полномочиями на представление интересов Муниципального Совета муниципального образования посёлок Левашово в судах общей юрисдикции, о назначении помощников депутатов, о присвоении звания почетного жителя муниципального образования.
По утверждению истца, протокол заседания Муниципального Совета 17 июня 2016 года был направлен Главе муниципального образования в целях издания и опубликования принятых на заседании решений, однако, в нарушение закона и Устава Муниципального образования Глава муниципального образования поселок Левашово отказался от подписания и обнародования решений Муниципального Совета. По мнению Калошиной Н.В., бездействие Главы муниципального образования поселок Левашово нарушает её право на участие в осуществлении местного самоуправления, поскольку она проживает на территории названного муниципального образования поселок Левашово и препятствует реализации законных интересов других жителей муниципального образования.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2016 года в удовлетворении требований Калошиной Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Калошина Н.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Административный ответчик Глава муниципального образования поселок Левашово в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом посредством почтовой связи. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
16 июня 2016 года состоялось заседание депутатов Муниципального совета Муниципального образования поселок Левашово 5 созыва, на заседании присутствовали депутаты А., К., П., С. В.С., Ш.
В ходе заседания депутатами были приняты следующие решения: признано недействительным Распоряжение Главы Муниципального образовании Иванова О.Д. от 01 июня 2016 года N 8 "О применении дисциплинарного взыскания" с момента его издания; наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора на Главу Муниципального образования поселок Левашово Иванова О.Д. за превышение полномочий, допущенных при издании Распоряжения от 01 июня 2016 года N ... ;
Признан неудовлетворительным отчёт Главы Муниципального образовании Иванова О.Д. по итогам работы за 2014 год;
адвокат адвокатского бюро " ... " С. наделён полномочиями на представление интересов Муниципального Совета муниципального образования посёлок Левашово в судах общей юрисдикции ;
назначены помощники депутатов;
рассмотрение вопроса о присвоении звания почетного жителя муниципального образования перенесено на следующее заседание.
20 июня 2016 года депутатом Муниципального Совета С. Главе Муниципального образования поселок Левашово Иванову О.Д. направлено письмо о приобщении протокола заседания депутатов Муниципального совета от 16 июня 2016 года к документам Муниципального Совета, а также указано на необходимость подготовки и подписании принятых на заседании решений.
Как следует из письма от 22 июня 2016 года, направленного в адрес депутата С., Глава муниципального образования Иванов О.Д. полагал принятые на заседании депутатов решения неправомерными, в связи с чем не принял мер к опубликованию названных решений, указывая на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом Муниципального образования решения Муниципального Совета принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, то есть при участии в голосовании не мене шести депутатов (л.д. " ... ").
Отказывая в удовлетворении заявленного Калошиной Н.В. иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Глава Муниципального образования Иванов О.Д. действовал в соответствии с законодательством и Уставом Муниципального образования, в связи с чем оснований для вывода о допущенном со стороны ответчика незаконном бездействии не имеется.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Глава муниципального образования в силу статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в частности, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Из смысла вышеприведенных норм Конституции и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.
Таким образом, на Главу муниципального образования судом не может быть возложена обязанность исполнения полномочий по решению вопросов местного самоуправления, в том числе подписания и обнародования решений Муниципального Совета. Иное означало бы вмешательство со стороны суда в деятельность органов местного самоуправления.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования, при этом в случае ненадлежащего исполнения главой муниципального образования возложенных на него законом обязанностей может быть удалён в отставку в порядке, установленном статьёй 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Процедура удаления главы муниципального образования в отставку может быть инициирована депутатами представительного органа муниципального образования или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законом определён иной порядок разрешения вопроса об исполнении Главой муниципального образования возложенных на него законом и уставом обязанностей, чем тот, о применении которого Калошиной Н.В. заявлен иск.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения неправильно истолкованы положения Устава муниципального образования, несостоятелен.
Уставом Муниципального образования поселок Левашово, принятым 23 июня 2011 года, предусмотрено, что Муниципальный Совет представляет интересы населения муниципального образования.
Муниципальный Совет избирается из десяти депутатов и является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов (статья 19 Устава).
Заседания Муниципального Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца; срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Муниципального Совета при проведении очередных заседаний определяется Регламентом заседаний Муниципального совета; заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее 50 % от числа избранных депутатов (пункт 6 статьи 22 Устава - л.д. " ... ").
Если иное не установлено Федеральным законом или Уставом решения Муниципального совета принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (пункт 8 статьи 22 Устава).
Решением Муниципального совета Муниципального образования поселок Левашово N 9 от 02.04.2009 утверждён Регламент заседаний Муниципального совета.
Порядок принятия решений Муниципальным советом определен разделом 8 Регламента, которым предусмотрено, что проекты решений рассматриваются в два этапа - два чтения, проводимых на одном заседании совета либо на различных заседаниях совета. Первое чтение состоит из обсуждения проекта решения и голосования (решения вопроса о принятии) проекта решения за основу - в редакции, внесенной автором проекта, а второе чтение состоит из обсуждения поправок (изменений и (или) дополнений) к проекту решения, принятому за основу; голосования (решения о вопроса о принятии) поправок (изменений и (или) дополнений) к проекту решения, принятому за основу; голосования (решения вопроса о принятии) проекта решения в целом - окончательного утверждения проекта решения в редакции, внесенной автором проекта, либо при наличии внесенных в него поправок - в редакции с учетом этих поправок (пункты 75,76 Регламента).
В случае, если после принятия проекта решения за основу отсутствуют предложения о поправках к нему, а также альтернативные проекты решений, проект решения ставится на голосование в целом.
За основу и в целом проекты решений принимаются большинством голосов от установленном Уставом численности депутатов, решение считается принятым с момента принятия проекта этого решения в целом (пункты 85, 88).
В состав Муниципального Совета муниципального образования посёлок Левашово избрано 10 депутатов, в связи с чем большинством от числа избранных депутатов будет являться состав из шести депутатов, но не из пяти, как об этом утверждает истец.
То обстоятельство, что один из депутатов после избрания в депутаты Муниципального Совета сложил с себя полномочия, правового значения для определения кворума не имеет
Таким образом, разрешая поданное в суд заявление, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 ноября 2016 года по делу N 2а-12992/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу Калошиной Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.