Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 27 апреля 2017 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года в отношении
АО "Адмиралтейские верфи", ИНН 7839395419, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителем начальника отдела надзора на море N 08-215/2015-ПО от 17.11.2015 года АО "Адмиралтейские верфи" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Вина АО "Адмиралтейский верфи" установлена в не внесении в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением отходов производства и потребления, за 1-3 кварталы 2015 года в нарушение требований п.3 ст.16 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", что заключается в следующем. АО "Адмиралтейские верфи" осуществляет хозяйственную деятельность по адресам:
- промышленная площадка N 1 (основная), расположенная по адресу: "адрес", в 1 квартале 2015 года было образовано и передано на размещение (захоронение) 112,374 тонн отходов 4-5 класса опасности, во 2 и 3 квартале - отходы передавались для использования и обезвреживания;
- промышленная площадка N 2(Динабургская база), расположенная по адресу: "адрес"), в 1 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 3,269 тонн отходов 4-5 класса опасности, во 2 и 3 квартале - отходы передавались для использования и обезвреживания;
- объекты социальной сферы:
1.база отдыха " " ... "", по адресу: "адрес", в 1 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 18,750 тонн отходов 4-5 класса, во 2 квартале - 12,704 тонны и в 3 квартале - 22,892 тонны;
2.база отдыха " " ... "", по адресу: "адрес", в 1 квартале 2015 отходы не образовывались, во 2 квартале было образовано и передано на размещение (захоронение) 12,179 тонн отходов 4-5 класса опасности, в 3 квартале - 15,361 тонна;
3.база отдыха " " ... "", по адресу: "адрес", во 2 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 14,868 тонн отходов 4-5 класса опасности, в 3 квартале - 17,942 тонны;
4.филиал " ... "", по адресу: "адрес", в 1 квартале 2015 года образовано и передано на размещение (захоронение) 10,426 тонн отходов 4-5 класса опасности, во 2 квартале - 10,503 тонны, в 3 квартале - 16,745 тонн.
Всего АО "Адмиралтейский верфи" в 1 квартал 2015 года было образовано и передано для размещения (захоронения, хранения) 144,819 тонны отходов, во 2 квартале - 50,254 тонны отходов, в 3 квартале - 52,94 тонны.
Отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности АО "Адмиралтейские верфи", передаются для транспортировки ООО " " ... "", МП " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", согласно заключенным договорам, с целью их дальнейшего размещения. Согласно актам (справкам) о приеме-передаче отходов, отходы, образованные АО "Адмиралтейские верфи" были размещены ООО " " ... "", ОАО " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", согласно имеющимся договорам. Сведений о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду организациями, осуществившими размещение отходов, образованных АО "Адмиралтейские верфи", в адрес Департамента не представило. Место совершение административного правонарушения: "адрес", время - "дата", "дата", "дата".
Решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Козлокова В.В. - без удовлетворения.
Защитник АО "Адмиралтейские верфи" Козлоков В.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене принятых по делу решений и прекращении производства по делу, по следующим основаниям. В нарушении требований ст.1.7 КоАП РФ суд необоснованно применил к спорным правоотношениям за 1-3 квартал 2015 года положения абз.2 ч.1 ст.16.1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч.4 ст.23 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые вступили в силу только с 01.01.2016 года. Суд необоснованно уклонился от оценки доводов и доказательств, подтверждающих отсутствие состава правонарушения, в том числе приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 592, от 18.02.2015 N 133 и от 31.10.2014 N 692, что привело к принятию незаконного решения. Доводы об отсутствии состава административного правонарушения и подтверждающие их доказательства судом надлежащим образом не оценены и не проверены.
В судебное заседание законный представитель АО "Адмиралтейские верфи" не явился, согласно материалам дела о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Козлоков В.В. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал, представил дополнение к жалобе, в которой указал, что ссылки суда в решении на нормы закона, которые вступили в силу только 01.01.2016 и не имели юридической силы в период привлечения к административной ответственности в 1-3 квартале 2015 года, является грубейшим нарушением требований закона. Обязанность юридических лиц, являющихся образователями отходов, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду установлена законом только с 01 января 2016 года. Вопрос вины административным органом не исследовался, в постановлении не отражен. Уклонение административного органа от установления вины обусловлено её отсутствием, что подтверждается представленными доказательствами. До 01.01.2016 законодательство об охране окружающей среды и отходах производства не менялось. При рассмотрении дела подлежит установлению не только факт несвоевременного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие, но то, что осуществляемая лицом, привлекаемым к ответственности, деятельность, оказывает негативное воздействие на окружающую среду как основание возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в качестве возмещения экономического ущерба от такого негативного воздействия. Отсутствие негативного воздействия на окружающую среду исключает обязанность вносить плату, и как следствие невозможность привлечения к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ. Необходимость установления указанных обстоятельств свидетельствует, что состав вменяемого Обществу нарушения по ст.8.41 КАП РФ является материальным. Вместе с тем, доказательств негативного воздействия на окружающую среду как основание возникновения обязанности по внесению платежей органом не представлено. Временное складирование отходов производства и потребления в контейнерах к негативному воздействию на окружающую среду не приводит. Общество размещение отходов не осуществляет. В материалах дела представлены доказательства, подтверждающие отсутствие события административного правонарушения, а именно: приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 593, от 31.10.2014 N 692, от 18.02.2015 N 133 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов", из содержания которых следует, что сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду от размещения отходов на спорных полигонах отсутствует. Данные приказы судом не исследованы. Общество негативное воздействие на окружающую среду не оказывает, окружающую среду не загрязняет. Событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ отсутствует. Районным судом были выслушаны объяснения должностного лица, без предупреждения об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, подписка в деле отсутствует, что является нарушением, и объяснения должностного лица не могут служить доказательством по делу.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среду по СЗФО " ... " К.Д., подтвердил обстоятельства, установленные постановлением по делу об административном правонарушении, пояснил, что состав статьи 8.41 КоАП РФ является формальным, общество должно вносить плату за размещение отходов, как образователь отходов. Ранее судебная практика шла по такому пути, что плата за негативное воздействие вносится организацией, которая фактически размещает отходы на полигоне, в феврале 2015 года практика развернулась на 180 градусов, указав, что плату за негативное воздействие должен вносить образователь отходов. В январе 2016 года в закон об охране окружающей среды были внесены конкретные изменения, что плату вносит образователь отходов.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение районного суда подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) является размещение отходов производства и потребления.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. (п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал (п. 2 данного Приказа).
Из материалов дела усматривается, что АО "Адмиралтейский верфи" в 1 квартал 2015 года было образовано и передано для размещения (захоронения, хранения) 144,819 тонны отходов, во 2 квартале - 50,254 тонны отходов, в 3 квартале - 52,94 тонны. Отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности АО "Адмиралтейские верфи", передаются для транспортировки ООО " " ... "", МП " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", согласно заключенным договорам, с целью их дальнейшего размещения. Согласно актам (справкам) о приеме-передаче отходов, отходы, образованные АО "Адмиралтейские верфи" были размещены ООО " Новый " ... "", ОАО " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", согласно имеющимся договорам. Сведений о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду организациями, осуществившими размещение отходов, образованных АО "Адмиралтейские верфи", в адрес Департамента не представило.
Дзержинский районный суд, не связанный доводами жалобы, в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ проверил законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, оценил доводы жалобы, исследовал доказательства по делу, в результате чего пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Адмиралтейские верфи" подтверждены совокупностью исследованных судьей Дзержинского районного суда доказательств, оцененных судом в их совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, судом сделан правильный вывод о том, что АО "Адмиралтейские верфи" являются надлежащим субъектом данного административного правонарушения.
Действия АО "Адмиралтейский верфи" квалифицированы правильно по ст.8.41 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен без существенных нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника АО "Адмиралтейские верфи" на постановление о привлечение к административной ответственности и решение судьи районного суда по существу повторяют его позицию при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения.
Довод жалобы о том, что должностным лицом были даны объяснения, без предупреждения об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, которые не могут служить доказательством по делу, не являются основанием для отмены решения районного суда, поскольку должностным лицом объяснения по существу административного правонарушения не давались, и суд не ссылался на них как на доказательство по делу.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении АО "Адмиралтейские верфи" оставить без изменения, жалобу защитника Козлокова В.В. - без удовлетворения.
Судья И.Е.Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.