Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС(Я) Винокуровой И.Е. на постановление судьи Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения РС(Я) "Хангаласская центральная районная больница"
постановлено:
признать ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, и объявить предупреждение.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ТО Росздравнадзора по РС(Я) Торохова С.В., пояснения представителя Хангаласской центральной районной больницы Жиркова А.А., проверив доводы жалобы, суд
установил:
Постановлением судьи Хангаласского районного суда от 30.03.2017 установлена вина ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ. Суд пришел к выводу о виновности юридического лица в осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая для данной деятельности обязательна.
Не согласившись с постановлением суда, заместитель руководителя ТО Росздравнадзора по РС (Я) обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит постановление суда отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Ссылается на то, что в полномочия Территориального органа не входят установление причинно-следственной связи между действием и наступившими последствиями, в данном случае - действиями врачей и исходом беременности. Территориальный орган установилфакт нарушения Порядка оказания медицинской помощи, что является грубым нарушением лицензионных требований. Указывают на неоднократность совершения юридическим лицом данного административного правонарушения: постановлениями от 21.12.2016 и от 27.03.2017 ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель ТО Росздравнадзора по РС(Я) жалобу поддержал, просит удовлетворить ее.
Представитель Хангаласской центральной районной больницы просит оставить постановление суда без изменения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих по делу, суд приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В примечании к данной статье указывается, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что ГБУ РС (Я) "Хангаласская центральная районная больница" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ... от 16.12.2016, выданной Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия).
На основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС (Я) от 12.01.2017 N ... , в отношении ГБУ РС (Я) "Хангаласская ЦРБ", расположенном по адресу: Ханагаласский район, г.Покровск, ул.Орджоникидзе, д.16, с 13.01.2017 по 09.02.2017 была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ГБУ РС (Я) "Хангаласская ЦРБ" нарушило требования законодательства о лицензировании медицинской деятельности, выразившееся в нарушении следующих обязательных требований: не соблюдается требование приложения N5 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2010 N572н., а именно на амбулаторном этапе беременной У. не проведена консультация оториноларинголога, определение антител классов МG к вирусному гепатиту С в крови. В нарушение п.п "а" и "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, лицензиат не соблюдал порядок оказания медицинской помощи, в данном случае по профилю "акушерство и гинекология", что является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
По результатам проверки 09 февраля 2017 года был составлен акт проверки N ... , выдано предписание N ... от 09.02.2017 для устранения выявленных нарушений в срок до 10 апреля 2017 года.
13 февраля 2017 года ведущим специалистом-экспертом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС (Я) А. в отношении ГБУ РС (Я) "Хангаласская ЦРБ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ с направлением дела в Хангаласский районный суд РС (Я) для рассмотрения по существу.
30.03.2017 Хангаласским районным судом РС (Я) вынесено постановление о признании ГБУ РС (Я) "Хангаласская ЦРБ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, с объявлением предупреждения. При этом судья районного суда, переквалифицировал действия больницы с ч.3 ст. 19.20 КоАП Р Ф на ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ и назначил наказание в виде предупреждения.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, предусмотренные пунктом 4 Положения, в числе которых, соблюдение порядков оказания медицинской помощи, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований в частности могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, и другие.
Таким образом, судья районного суда при вынесении решения пришел к правильному выводу о том, что привлекаемым лицом допущены нарушения и несоблюдение требований Положения о лицензировании медицинской деятельности. При этом вывод суда, что эти нарушения нельзя отнести к грубым нарушениям, также следует признать правильным, поскольку допущенные нарушения не привели к последствиям, указанным в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При таком положении переквалификация действий больницы является обоснованной.
Санкцией ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено наказание за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ).
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено такое наказание как предупреждение.
Вместе с тем, судья при назначении наказания в виде предупреждения должен был учесть нормы общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае судья не учел требование статьи 3.4 Ко АП РФ о том, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.
Хангаласская центральная районная больница ранее была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, о чем имеется постановление судьи Хангаласского районного суда РС(Я) от 21 декабря 2016 года.
Таким образом, при назначении наказания судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права. Указанные нарушения являются существенными, они не позволили вынести объективное решение по делу.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело,
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения РС(Я) "Хангаласская центральная районная больница" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Хангаласский районный суд РС(Я).
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.