Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С.,
с участием переводчика Холмурзаева И.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2017 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Халбаева А.Х., _______ г.р., уроженца ... , гражданина ... , адрес места постановки на миграционный учет: ... , проживающего по адресу: ...
постановлено:
Признать гражданина ... Халбаева А.Х. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании данной статьи в качестве меры наказания назначить административный штраф в размере 2 000 рублей с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации за счет Халбаева А.Х.
Контроль за самостоятельным выездом гражданина ... Халбаева А.Х. возложить на Отдел МВД России по Нюрбинскому району Республики Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Халбаева А.Х., его представителя адвоката Шоназарова Х.Ф., судья
установил:
3 апреля 2017 года в отношении гражданина ... Халбаева А.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в связи с тем, что Халбаев А.Х. находился с нарушением режима пребывания на территории РФ, выразившемся в истечении срока миграционного учета.
5 апреля 2017 года Нюрбинским районным судом вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой об отмене постановления, в связи с отсутствием состава правонарушения. В жалобе ссылается на то, что он является гражданином государства, присоединившегося к Договору о Евразийском экономическом союзе. В соответствии с указанным Договором, граждане государств-членов союза вправе находиться на территории РФ на срок действия трудового договора. Указывает, что 01.02.2017г. с Халбаевым А.Х. заключен гражданско-правовой договор сроком до 03.01.2018 г., что не было принято во внимание при рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему выводу.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, основанием для привлечения к административной ответственности Халбаева А.Х. послужил факт нахождения на территории Российской Федерации по истечении срока пребывания по миграционному учету. Срок пребывания по миграционному учету по адресу: ... истек 22.02.2017.
Привлекая заявителя к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности факта совершения Халбаевым А.Х. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении, объяснения Халбаева А.Х. и других материалов дела.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку, как усматривается из материалов дела, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фактически имело документ, подтверждающий право на его пребывание (проживание) в Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Абзацем вторым п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Между тем, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении ... Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации договора о присоединении ... Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора).
Как указано в жалобе на постановление суда, срок пребывания Халбаева А.Х. на момент его выявления 03.04.2017 года не истек, поскольку последний 01.02.2017г. года заключил гражданско-правовой договор с Ш. на срок до 03.01.2018г.
Таким образом, оснований для привлечения к ответственности Халбаева А.Х. по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, не имеется.
Между тем, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом. Халбаевым А.Х. были нарушены правила миграционного учета и передвижения. После истечения срока учета ему следовало его продлить и при поездке в г. Якутск уведомить об этом соответствующие органы.
В связи с указанным вынесенное в отношении Халбаева А.Х. постановление подлежит изменению путем переквалификации его действий с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Сведений о том, что применение в отношении Халбаева А.Х. административного выдворения за пределы Российской Федерации необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер совершенного Халбаевым А.Х. административного правонарушения, полагаю возможным назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Нюрбинского районного суда от 5 апреля 2017 года вынесенное в отношении Халбаева А.Х., _______ г.р., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, переквалифицировать действия Халбаева А.Х., _______ г.р., на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.