Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 27 апреля 2017 года жалобу Сидорова В. А. на решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник "адрес" электрических сетей производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" Публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" Сидоров В. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба представителя Сидорова В. А. - Мерзляковой Н. Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Сидоров В. А. просит отменить постановление и решение судьи, производство по делу прекратить в виду наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, указывая, то административный орган неправильно квалифицировал выявленное правонарушение, его вина не доказана, в протоколе об административном правонарушении не указано точное время совершения административного правонарушения.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Как следует из материалов дела Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" зарегистрировано в качестве юридического лица.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Удмуртской республики и Публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее по текст - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") заключен договор аренды лесного участка N, согласно которому Обществу был передан в аренду лесной участок площадью 4 "данные изъяты" га в квартале "данные изъяты" (выделы: "данные изъяты"), "данные изъяты" для использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ Общество представило в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики лесную декларацию, в которой указало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использует леса на предоставленном в аренду лесном участке Якшур-Бодьнского лесничества Удмуртской Республики в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утвержденную Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ N, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе пешего патрулирования лесных участков должностными лицами ГКУ УР "Якшур-Бодьинское лесничество" было установлено, что в выделах 28, 29 квартала 132 Селтинского участкового лесничества вырублена вторая просека шириной 10 метров длиной около 0,5 км., просека находится западнее на 5-30 метров от просеки, вырубленной согласно договора аренды, вырубка деревьев произведена не в соответствии с договором аренды.
По факту выявленного нарушения должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении начальника "адрес" электрических сетей производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Сидорова В. А.
ДД.ММ.ГГГГ административный орган по результатам рассмотрения административного материала вынес в отношении Сидорова В. А. постановление, которым признал Сидорова В. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Как следует из материалов административного дела к административной ответственности привлечено должностное лицо - начальник "адрес" электрических сетей производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Сидоров В. А.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Сидоров В. А. переведен на должность начальника Якшур-Бодьнского РЭС.
Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), выданной ПАО "МРСК Центра и Приволжья", начальник Якшур-Бодьинского РЭС производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Сидоров В. А. осуществляет от имени и в интересах ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в пределах деятельности Якшур-Бодьинского РЭС производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" следующие полномочия: представляет интересы Общества во всех предприятиях, учреждениях, организациях любой организационно-правовой формы и формы собственности, в органах государственной власти и местного самоуправления, а также с физическими лицами на территории "адрес" Удмуртской Республики; организовывает и осуществляет оперативное руководство деятельности РЭС филиала в пределах прав и полномочий, предоставленных на основании Устава Общества, действующего законодательства Российской Федерации, Положения о филиале.
Согласно Положения о Якшур-Бодьинском РЭС производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья", утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководитель структурного подразделения - начальника района: осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью РЭС (п. 3.8.1); обеспечивает расчистку линий (трасс) и другие работы по поддержанию эксплуатационной готовности и диагностике технического состояния оборудования (п. ДД.ММ.ГГГГ); осуществляет контроль выполнения обязанностей персонала РЭС по выполнению природоохранных мероприятий (п. ДД.ММ.ГГГГ); несет ответственность за соблюдение требований в области охраны окружающей среды (п. 7.11); несет ответственность за качество проводимой работы с подчиненным персоналом (п. 7.14).
Таким образом, Сидоров В. А. является субъектом вмененного административного правонарушения.
Часть 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
Согласно статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса (часть 1). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (часть 2). Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N, на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N ПАО "МРСК Центра и Приволжья" получило право аренды на лесной участок в квартале "данные изъяты" для использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 3 данного договора установлено, что границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложениями N.1, 1.2 к настоящему договору.
Подпунктом "б" пункта 11 договора установлена обязанность Общества использовать переданный ему земельный участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным договором.
Подпунктом "е" пункта 11 договора установлена обязанность осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Как было установлено административным органом Общество с целью выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в нарушение положений вышеуказанного договора использовало не выделенный ему лесной участок, а лесной участок в квартале 132 выдел 28 указанного лесничества, где юридическим лицом производились работы по вырубке лесных насаждений.
Данное обстоятельство подтверждается докладной запиской инженера охраны защиты леса ГКУ УР "Якшур-Бодьнского лесничества" Широбокова О. И. от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, схемой месторасположения просеки.
При этом какие-либо документы, подтверждающие право Общества на использование лесного участка в квартале 132 выдел 28 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества у ПАО "МРСК Центра и Приволжья" отсутствуют.
Частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, должностное лицо Публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" Сидоров В. А., являющийся ответственным лицом: за руководство производственно-хозяйственной деятельности Якшур-Бодьинского РЭС, за обеспечение расчистки линий (трасс); за выполнение обязанностей персонала по выполнению природоохранных мероприятий; за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, производя работы на лесном участке, расположенном в квартале 132 выдел 28 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества, нарушил положения договора аренды лесного участка, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях вины, о том, что, проводя вырубку лесных насаждений руководствовался отводом таксацией подлежащих вырубке деревьев и затесками на деревьях, подготовленными сотрудниками ГКУ УР "Якшур-Бодьинское лесничество", полагаю несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 16, статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации с целью использования линий электропередачи, на лесных участках допускается осуществление рубок лесных насаждений.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Из изложенного следует, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждение с целью эксплуатации лесных участков для осуществления работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов обязаны выполнять вышеуказанные правила.
Правила заготовки древесины утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) (далее по тексту - Правила заготовки древесины).
Пунктом 17 указанных Правил установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
При этом из содержания пункта 19 Правил заготовки древесины следует, что отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют отвод и таксацию лесосек только для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно пункту 20 Правил заготовки древесины отвод лесосек при всех категориях рубок осуществляется в пределах лесного квартала. В соответствии с пунктом 21 указанных Правил работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают: прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев; постановку столбов на углах лесосек; отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек; промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.
Как следует из представленной в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики Управление лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ с целью выполнения работ по строительству, реконструкции, линейных объектов Общество на предоставленном лесном участке производило вырубку лесных насаждений.
Таким образом, Сидоров В. А., являясь должностным лицом перед проведением вырубки в соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил заготовки древесины был обязан провести мероприятия по отводу лесосеки, определив при этом ее точные границы. Не выполнение данных работ, привело к нарушению границы лесного участка переданного в аренду, поскольку условиями указанного договора аренды лесного участка предусмотрено только то, что Обществу разрешено использование лесного участка, расположенного в квартале "данные изъяты". При этом указанный договор не устанавливает права на использование каких-либо других лесных участков помимо того, который предоставлен в аренду.
Учитывая то, что по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ПАО "МРСК Центра и Приволжья" приняло на себя обязательства по использованию переданного ему участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным договором, независимо от того, осуществляются ли работы собственными силами либо силами привлеченных подрядчиков или субподрядчиков, оно должно обеспечивать осуществление работ в соответствии со специальным режимом и ограничениями с учетом проведения работ на лесном участке в соответствии с условиями договора аренды.
Субъективная сторона, вмененного Сидорову В. А. административного правонарушения, заключается в виновном бездействии - отсутствии должного контроля за работами, проводимыми в целях строительства и эксплуатации линейного объекта на лесном участке, что повлекло нарушение правил и норм действующего законодательства Российской Федерации, а также условий договора аренды лесного участка.
При этом, прихожу к выводу об исключении из вмененного состава административного правонарушения факта вырубки лесных насаждений в квартале 132 выдел 29 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества.
Как следует из материалов административного дела, выдел 29 квартала 132 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества входит в состав лесного участка предоставленного в аренду.
Из пояснений представителя административного органа Вахрушева Г. А., данных в ходе рассмотрения дела следует, что в квартале 132 выдел 29 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества осуществлена вырубка двух просек, одна из которых вырублена не в соответствии со схемой границ установленной просеки, что привело к превышению объема запланированной рубки лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов.
Из материалов дела следует, что у Публичного акционерного общества "МРСКА Центра и Приволжья" имеется проект освоения лесов, составленный на лесной участок, предоставленный в аренду в Якшур-Бодьинском лесничестве Удмуртской Республике для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях строительства и эксплуатации линейного объекта ВЛЗ-10 кВ.
Согласно проекту освоения лесов, составленному на указанный лесной участок, на лесном участке запланирована рубка лесных насаждений.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих превышения допустимого объема рубки лесных насаждений, установленного проектом освоения лесов и фактически установленным объемом.
Указанное свидетельствует о недоказанности административным органом вменного должностному лицу факта вырубки лесных насаждений в квартале 132 выдел 29 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества, когда как бремя доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лежит на административном органе.
С учетом установленных обстоятельств, несмотря на исключение из вмененного состава административного правонарушения факта вырубки лесных насаждений в квартале 132 выдел 29 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества, обоснованность привлечения Сидорова В. А. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Ссылка в жалобе о том, что в протоколе об административном правонарушении не установлено точное время совершения правонарушения, на квалификацию вменного правонарушения не влияет. При рассмотрении дела установлено, что противоправное деяние имело место быть в июне 2016 года.
Административное наказание назначено Сидорову В. А. в пределах санкции части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Лицо, привлечено к административной ответственности в сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
При разрешении ходатайства о восстановлении срока обжалования установлено, что копия решения судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ получена Сидоровым В. А. ДД.ММ.ГГГГ.
Срок обжалования с учётом положений статей 4.8, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначально жалоба на указанный судебный акт поступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ жалоба возвращена заявителю в виду того, что в последней оспаривались два отдельных судебных акта: решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Повторно жалоба на решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ, направлена посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть непосредственно на следующий день после вынесения определения судьей Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом изложенного и установленного прихожу к выводу, что Сидоровым В. А. срок пропущен по уважительной причине, исходя из принципа доступа граждан к правосудию, с целью защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, заявление Сидорова В. А. о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить.
Исключить из мотивированной части постановления заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решения Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указание на факт вырубки лесных насаждений в квартале 132 выдел 29 Якшур-Бодьнского лесничества Селычинского участкового лесничества.
В остальной части постановление заместителя министра лесного хозяйства Удмуртской Республики, заместителя главного государственного лесного инспектора Удмуртской Республики Долматова Ю. А. от ДД.ММ.ГГГГ и решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Сидорова В. а. - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.