Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Э.В. Ялбаковой,
судей - С.Н. Черткова, С.А. Шинжиной,
при секретаре - А.Ф. Абашкиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе директора МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" Сыева У.А. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 26 июля 2016 года, которым
удовлетворен иск Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Признано незаконным бездействие МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" по устранению нарушений санитарного законодательства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" обязано в срок до 31.08.2018 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
обеспечить условия для проведения занятий по физической культуре;
оборудовать спортивный зал в здании школы;
оборудовать в здании школы санитарные узлы;
обеспечить в помещениях пищеблока школы поточность технологических процессов, исключить встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды и устройства для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец на пищеблоке в производственном цехе для соблюдения персоналом правил личной гигиены;
оборудовать помещение для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья приточно-вытяжной механической вентиляцией.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" обязано в срок до 01.09.2016 года оборудовать в учебных кабинетах для занятий начальных классов, кабинете физики (химии) раковины для мытья рук
и по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Онгудайский район" Иркитовой Ч.К. на дополнительное решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 27 января 2017 года, которым
удовлетворен иск Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Постановлено обязать администрацию МО "Онгудайский район" обеспечить финансирование МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" исполнения требований исполнения требований СанПиН 2.4.5. 2409-08 "Санитарно-эпидемические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова", Администрации МО "Онгудайский район" Республики Алтай о признании бездействия МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным и обязании устранить эти нарушения. Требования мотивированы тем, что при осуществлении плановой выездной проверки деятельности юридического лица муниципального образовательного учреждения "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" выявлены следующие нарушения санитарного законодательства: в учебных кабинетах для занятий начальных классов, кабинете физики (химии) не предусмотрены раковины для мытья рук, для проведения занятий по физической культуре и спорту в образовательной организации отсутствует спортивный зал, не оборудованы туалеты для мальчиков и девочек; в помещениях пищеблока школы, в связи с малой площадью самого помещения пищеблока и наличия всего одного входа, не соблюдаются требования санитарных правил к условиям поточности технологических процессов, расстановка рабочих столов и оборудования не исключает встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; на пищеблоке не созданы условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены, т.е. для мытья рук в производственном цеху не оборудована умывальная раковина с подводкой горячей и холодной воды; в помещении для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья не оборудована приточно-вытяжная механическая вентиляция.
Определением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 31 августа 2016 года внесено исправление в решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 26.07.2016 года с "оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды и устройства для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец на пищеблоке в производственном цехе для соблюдения персоналом правил личной гигиены до 31.08.2018 года" на "оборудовать умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды и устройства для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец на пищеблоке в производственном цехе для соблюдения персоналом правил личной гигиены до 01.09.2016 года"; с "обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" в срок до 01.09.2016 года оборудовать в учебных кабинетах для занятий начальных классов, кабинете физики (химии) раковины для мытья рук" на "обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" оборудовать в учебных кабинетах для занятий начальных классов, кабинете физики (химии) раковины для мытья рук в срок до 31.08.2018 года".
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым директор МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" Сыев У.А. в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая, что судом при вынесении решения допущены нарушения норм материального и процессуального права. Решение суда основано не недействующих нормативных актах, принято без рассмотрения вопросов по полномочиям в сфере образования и своевременного исполнения решения. Выполнение требований санитарных правил и норм, указанных в решении суда, практически полностью относится к работам нового строительства, реконструкции объекта и капитального ремонта объектов капитального строительства, а не содержания здания. Ответчик не может оборудовать в здании школы санитарные узлы, поскольку для решения данной проблемы необходимо строительство нового благоустроенного туалета, для оборудования спортивного зала в здании школы, также необходимо строительство нового спортивного зала. Площадь столовой школы составляет 31,9 кв.м., поэтому обеспечить поточность и оборудовать бытовую комнату невозможно без строительства нового здания под столовую школы. Строительство нового здания (пристройки) школы это не содержание и ремонт здания, и не относится к вопросам организации образования. Выполнение требований, перечисленных в иске, относится к работам по новому строительству и реконструкции объекта, а не к содержанию здания, в связи с чем к участию в деле необходимо привлечь Министерство образования и науки Республики Алтай. Именно Министерство образования и науки Республики Алтай финансирует выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала, а орган местного самоуправлении обязан финансировать муниципальные учреждения за счет собственных доходов только согласно утвержденных и доведенных муниципальных заданий, в том числе только расходы на проведение текущего ремонта. Вопрос о том, какое время необходимо для устранения нарушений требований санитарного законодательства, суд первой инстанции не выяснял, также не дал правовой оценки, не проверил о невозможности по техническим и финансовым причинам за этот период времени исполнить решение суда в полном объеме. Податель жалобы выражает несогласие с тем, что требования, предъявляемые к ответчикам относятся к полномочиям муниципального района и школы, поскольку, расходы на организацию предоставления основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов, при этом, финансирование идет только на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Соблюдение санитарно- эпидемиологических правил в образовательных организациях является обеспечением государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, что относится к полномочиям субъекта РФ. Строительство, реконструкция спортивных залов, благоустроенных туалетов, пищеблоков и других объектов муниципальной собственности производится муниципалитетом с участием субъектов РФ. Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 г. N 60-РЗ "О предоставлении местным бюджетам субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай" предусмотрено софинансирование из бюджета муниципального района не менее 10 процентов, остальная сумма предоставляется из республиканского бюджета. Кроме этого, при строительстве нового объекта образования указанный закон позволяет субъекту самостоятельно построить субъект капитального вложения с последующей передачей муниципалитету. Суд не принял во внимание, что школа является бюджетным учреждением, финансируемым администрацией МО "Онгудайский район" через Отдел образования Онгудайского района, которое не является коммерческим предприятием и не имеет посторонних источников дохода.
В дополнениях к апелляционной жалобе директор МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" Сыев У.А. указывает, что администрация МО "Онгудайский район" как собственник имущества школы несет бремя финансовых расходов на устранение нарушений требований санитарного законодательства только в части проведения капитального и текущего ремонта. Ссылки суда на ст.210 ГК РФ, ст.28 Закона "Об образовании в Российской Федерации" в решении суда не обоснованны.
Определением суда от 15 декабря 2016 года Министерство образования и науки РА привлечено в качестве третьего лица для разрешения искового требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к Администрации МО "Онгудайский район" Республики Алтай об обязании обеспечить финансирование МОУ "Туектинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И. Семенова" на исполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08, СанПиН 2.4.2.2821-10.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение представитель администрации МО "Онгудайский район" Иркитова Ч.К. просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что суд не принял во внимание сроки исполнения обязательств по исполнению трех предыдущих исков Управления Роспотребнадзора по РА к Администрации МО "Онгудайский район" в отношении Боочинской средней школы, Шашикманкой средней школы, Ининской средней школы. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что образовательные организации являются бюджетными учреждениями, финансируемыми Администрацией МО "Онгудайский район" через Отдел образования Онгудайского района, которые не являются коммерческими предприятием, не имеют посторонних источников дохода, своих источников дохода. СанПиН 2.4.2.2821-10 не предусматривают понятие как оборудовать санитарные узлы, оборудовать спортивный зал. Площадь столовой Туектинской основной школы составляет 31.9 кв.м., в которой невозможно обеспечить поточность и оборудовать бытовую комнату без строительства нового здания под столовую школы, а также необходимо строительство нового туалета, спортивного зала и пищеблока. Ссылаясь на п.Зч.1 ст.17 ФЗ N131, указывает, что орган местного самоуправления финансирует бюджетные учреждения на выполнение муниципального здания, в том числе только расходы на проведение текущего ремонта. Кроме того, федеральным законодательством определены объем финансирования затрат и выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации в области образования. Администрация МО "Онгудайский район" как собственник имущества несет бремя финансовых расходов на устранение нарушений требований санитарного законодательства только в части проведения капитального и текущего ремонта. Тем самым, выполнение заявленных требований санитарных правил и норм, относится к работам нового строительства, реконструкции объекта, а не содержания здания. Муниципальный район финансирует за счет местного бюджета только обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Проверив материалы дела, заслушав представителей администрации района (аймака) МО "Онгудайский район" Тебекова М.М., Черкасову Ж.Б., поддержавших доводы жалоб, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Гольбик Э.В., возражавшую против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам жалоб по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании Распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай N от "дата" проведена плановая выездная проверка по надзору в отношении МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова".
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N от "дата" г., из которого следует, что МБОУ "Туектинская ООШ" допущены следующие нарушения ном санитарного законодательства: в учебных кабинетах для занятий начальных классов, кабинета физики(химии) не предусмотрены раковины для мытья рук; для проведения занятий по физической культуре и спорту в образовательной организации отсутствует спортивный зал, при том, что в населенном пункте с. Туекта отсутствует возможность использования другого спортивного сооружения по причине его отсутствия; в образовательной организации не оборудованы туалеты для мальчиков и девочек, при том, что в здании школы имеется водопровод и канализация; в помещениях пищеблока школы не соблюдаются требования санитарных правил к условиям поточности технологических процессов, расстановки рабочих столов и оборудования не исключает встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; на пищеблоке не созданы условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены, т.е. для мытья рук в производственном цехе не оборудована умывальная раковина с подводкой горячей и холодной воды; условия труда работников пищеблока не отвечают требованиям санитарного законодательства, а именно: отсутствует гардеробная для персонала; в помещении для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья не оборудована приточно-вытяжная механическая вентиляция; для обработки сырой птицы отсутствует отдельный стол, обработка осуществляется на одном столе для сырого мяса.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правильно применив положения ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 4.25, 4.27, 8.2 СанПин 2.4.2.2821-10, п. 3.6 СанПин 2.4.4.5.2409-08, суд обоснованно удовлетворил требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай об устранении нарушений санитарного законодательства.
Правомерно руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", принимая во внимание то, что сведений об устранении вышеприведенных нарушений суду не представлено, соответственно по настоящее время в образовательном учреждении нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих школу, права и интересы несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в данном образовательном учреждении, суд верно возложил обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства на МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова", установив разумный срок для устранения выявленных нарушений.
Разрешая в дополнительном решении требование об обязании Администрации МО "Онгудайский район" обеспечить финансирование МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" на исполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08, СанПиН 2.4.2.2821-10, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 9, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1.5, 1.7 Устава МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова", пришел к правильному выводу о том, что обязанность по финансированию МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Семенова" лежит на учредителе - администрации муниципального образования "Онгудайский район".
МО "Онгудайский район" является учредителем и собственником имущества Учреждения, данное образовательное учреждение и орган местного самоуправления несут самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, тем самым, обеспечение требований санитарного законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что судом неверно применена статья 210 ГК РФ, является необоснованным, так как отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Как верно указано судом первой инстанции, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части содержания зданий, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Министерство образования и науки Республики Алтай не является надлежащим ответчиком по делу.
Более того, довод ответчика о том, что Министерство образования и науки Республики Алтай финансирует выполнение работ по капитальному ремонту, не принимается во внимание судебной коллегией, так как согласно Распоряжению Правительства Республики Алтай от 18.10.2016 года N535-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Комфортная школа" на 2017-2023 годы" улучшение санитарно-технического обеспечения общеобразовательных организаций Республики Алтай, не оборудованных водопроводом, канализацией и теплыми туалетами, производится за счет средств муниципального бюджета. Приведение общеобразовательных организаций Республики Алтай в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и стандартам производится посредством проведения капитального ремонта здания общеобразовательной организации Республики Алтай, приспособления помещений под санузлы, санитарно-гигиенические помещения, строительством пристроев к основному зданию, устройством наружных и внутренних инженерных систем.
Указание апеллянта на отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с наличием финансовой возможности.
Ссылка апеллянта на неисполнимость решения суда ввиду отсутствия технической возможности устранить выявленные нарушения несостоятельна и не может служить основанием для освобождения ответчика от решения тех вопросов, которые отнесены к его компетенции в силу закона.
Доводы о том, что согласно Распоряжению Правительства Республики Алтай от 18.10.2016 года N535-р мероприятия по улучшению санитарнотехнического обеспечения МБОУ "Шашикманская СОШ" намечены на 2018 год, в связи с чем финансирование будет осуществлено в 2018 году, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку установленный судом срок для устранения нарушений санитарного законодательства является достаточным и разумным. При этом, судебная коллегия отмечает, что ответчики не лишены права обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
По сути, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительной апелляционной жалобе, а также апелляционной жалобе на дополнительное решение, доводы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу правильность их не опровергают, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 26 июля 2016 года и дополнительное решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 27 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе директора МБОУ "Туектинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Семенова" Сыева У.А., апелляционную жалобу представителя администрации МО "Онгудайский район" Иркитовой Ч.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи С.Н. Чертков
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.