Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Седых Е.Г. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации свалки
по апелляционной жалобе ответчика на решение Сысертского районного суда Свердловской области от ( / / ).
Заслушав доклад судьи ( / / )9, объяснения представителя ответчика ( / / )4, действующего в интересах Администрации Сысертского городского округа, поддержавшего доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области ( / / )5, возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Сысертского районного суда Свердловской области от 16.02.2017 удовлетворен иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности по ликвидации свалки. На Администрацию Сысертского городского округа возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N (56,694414 с.ш., 60,804619 в.д.) по адресу: ...
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Сымертского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Патрушевская сельская Администрация. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на ( / / ) определением от ( / / ). Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно ( / / ). Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Патрушевская сельская Администрация извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка по обращению, содержащему доводы о возможных нарушениях законодательства об охране окружающей среды при организации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном по адресу: ...
В результате проверки выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные, код отхода ФККО 7 31110 01 72 4, 4 класс опасности) на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: ...
Факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером N расположенном по адресу: ... , подтверждается письменными материалами дела.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 9, статей 42,58 Конституции Российской Федерации, статей 13,42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 13 Федерального закона от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 3, 7, 11, 51 Федерального закона от ( / / ) N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 2, 21, 22 Федерального закона от ( / / ) N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 14,16 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приняв во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N N по адресу: ...
Все выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 13 Федерального закона от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ( / / ) N 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от ( / / ) N 458-ФЗ) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от ( / / ) N 458-ФЗ) также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе Сысертского городского округа ( п.п.18,25 ст.31)
Статьей 51 Федерального закона от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от ( / / ) N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Суд первой инстанции обосновано возложил на Администрацию Сысертского городского округа обязанность принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: ...
Несостоятельным является довод жалобы о том, что прокурором не установлено местонахождение несанкционированной свалки. Вопреки данному доводу в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что свалка твердых коммунальных отходов расположена в черте населенного пункта в границах Сысертского городского округа по адресу: ... , на земельном участке с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов (сведения о правах отсутствуют).
Морфологический состав отходов указанной свалки позволяет сделать вывод об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения. Ответчик не представил суду относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника несанкционированной свалки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Патрушевскую сельскую Администрацию.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что суд первой инстанции в нарушение требований процессуального закона не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц собственников смежных земельных участков, а также гражданина ( / / )6, в результате обращения которого в прокуратуру и была организована прокурорская проверка несанкционированной свалки. Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку отсутствуют предусмотренные статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственников смежных участков и гражданина ( / / )6
Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе - несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.